12.1.1. Организация правового обеспечения
Энергетическое предприятие вне зависимости от профиля [производство, передача, сбыт электрической и (или) тепловой энергии и др.], размеров (крупное, среднее, малое), собственности [государственная федеральная и (или) субъекта Федерации, или частная, в том числе иностранная], формы (акционерное или иное общество, унитарное предприятие, включая муниципальное) и географии работы [в рамках субъекта Федерации, страны и/или за рубежом], т.е. от характера, функционирует в сложной системе правовых отношений — государственно-правовых, административных, гражданско-правовых, включая корпоративные, и иных, например трудовых. Поэтому деятельность энергетического предприятия подвергается регулирующему воздействию совокупности правовых норм, содержащихся в многочисленных федеральных законах и законах субъектов Федерации, в подзаконных нормативных актах различных отраслей права и законодательства, а в отдельных случаях – и в международных договорах. Очевидно, оптовая генерирующая компания функционирует в другой системе правовых отношений, нежели энергоснабжающая организация — гарантирующий поставщик, хотя в их правовых отношениях есть много общего.
Реализация миссии энергетического предприятия нуждается в правовом обеспечении (по определению), а эффективность решения данной задачи прямо и (или) опосредованно влияет на показатели — производственные, экономические и финансовые, социальные и трудовые — работы энергетического предприятия. Чем сложнее система правовых отношений, в которой функционирует энергетическое предприятие, тем важнее задача адекватного правового обеспечения его деятельности.
Правовое обеспечение — функция юристов. Но это на первый взгляд. Прежде всего это функция руководителя энергетического предприятия. Именно он – лицо, определяющее стратегию и тактику, организацию работы, распределение обязанностей других должностных лиц и несущее ответственность перед собственниками, представленными их органами (собранием, советом директоров). Отвечает он и перед государством (налоговые, правоохранительные органы и др.). Именно руководитель энергетического предприятия выбирает модель правового обеспечения. Практика показывает, что среди руководителей и высших должностных лиц энергетических предприятий иногда имеются лица с юридическим образованием (чаще — вторым высшим). В любом случае за годы работы любой руководящий работник приобретает больше или меньше правовых знаний, навыков и опыта, что сказывается на правовом обеспечении деятельности энергетического предприятия. Кроме того, отдельные направления работы (подразделения) энергетического предприятия зачастую ведутся и иногда возглавляются лицами с юридическим образованием: корпоративное, кадровое, административное и др., что имеет большое значение для решения задачи правового обеспечения. Разумеется, основную работу по правовому обеспечению деятельности энергетического предприятия ведут лица, имеющие юридическое образование и функционально специализирующиеся на правовых вопросах.
В большинстве случаев значительную часть собственно работы по правовому обеспечению (как самостоятельной функции) выполняют штатные юристы энергетического предприятия, т.е. находящиеся с ним в трудовых отношениях. Модели правового обеспечения могут быть разными: специализированное юридическое подразделение, внешние консультанты, комбинация первой и второй моделей, вообще один юрист или один юрист и внешние консультанты, дочернее общество — юридическая фирма и т.д.
Вопрос, какая модель лучше, еще ждет своих исследователей. На практике чаще встречается следующая модель: специализированное юридическое подразделение из штатных юристов с привлечением для решения отдельных проблем внешних консультантов. Работа подразделения организуется одним из высших должностных лиц (заместителем руководителя и (или) членом правления, иногда одновременно отвечающим и за корпоративное направление). Консультанты — это физические лица, специалисты-практики, научные работники, адвокаты, а также юридические фирмы.
Применяемая модель правового обеспечения корректируется и иногда радикально меняется в связи с появлением у энергетического предприятия новых задач, его реформированием или реорганизацией, сменой его собственников.
Важное значение имеет форма (способ) привлечения исполнителей. Случаи выбора главного юриста на конкурсной основе или найма с помощью независимого кадрового агентства имеют место, но они редки. Как правило, руководитель энергетического предприятия приглашает на эту позицию юриста, знакомого ему лично, или по совету людей, мнению которых руководитель доверяет. Зачастую главный юрист назначается руководителем из числа уже работающих штатных юристов или привлекавшихся внешних консультантов.
Что касается внешних консультантов, то их в последние годы, как правило, избирают на конкурсной (конкурентной) основе, особенно при первом привлечении к правовому обеспечению деятельности энергетического предприятия или к решению отдельной проблемы его функционирования.
Конкурсные процедуры, конкурентная основа отбора поставщиков, посредников и т.д. сами по себе ценны и обладают рядом преимуществ по сравнению с иными (см. п. 11.3). Следует, однако, учитывать, что рынок юридических услуг (при сравнительно многочисленном субъектном составе и усиливающейся конкуренции) все еще весьма узок. А главное, при оказании юридических услуг очень велика роль субъективного фактора – образования, специализации, квалификации, знаний, навыков, опыта, волевых качеств и мотивации, положения и репутации в юридическом сообществе тех людей, которые эти услуги оказывают. Поэтому в данной сфере иногда практикуется отбор через прямую контрактацию тех внешних консультантов, которые известны энергетическому предприятию, особенно по результатам выполнения прежних поручений. Разумеется, после назначения главного юриста именно он играет основную роль в подборе штатных юристов энергетического предприятия и при необходимости внешних консультантов. Главный юрист при этом должен прислушиваться к рекомендациям руководителя и высших должностных лиц энергетического предприятия, руководителей его направлений (подразделений) и других штатных юристов и внешних консультантов.
Число исполнителей — штатных юристов и (или) внешних консультантов, размеры оплаты их труда, бесспорно, должны быть адекватны миссии и характеру энергетического предприятия, а также многим другим объективным и субъективным факторам, которые определяют его деятельность.
Ни с численностью, ни с вознаграждением нельзя перебарщивать — вредны как чрезмерная экономия, так и излишняя щедрость. Лучший индикатор — динамика текучести исполнителей. Не число штатных юристов и внешних консультантов, а также не размеры их вознаграждения ведут к успеху, а удача в их отборе и правильная (адекватная характеру энергетического предприятия) организация их работы, т.е. качественная сторона дела, четкое определение руководителем их целей и ответственности и, наконец, его поддержка. Не стоит также доверять лицам, про которых говорят и пишут, что «они всегда все могут и всегда все выигрывают». Скорее, это результат саморекламы, миф. Напротив, отдельные неудачи при их критическом осмыслении лишь побуждают юристов-профессионалов к творческому поиску лучшей организации своей работы и достижению тех результатов, которых от них ожидают. По мере накопления опыта правовое обеспечение деятельности энергетического предприятия может и должно становиться относительно менее затратным, а отдача от него – больше.
В типовом случае целесообразно собрать всех штатных юристов энергетического предприятия в рамках одного подразделения. Это позволяет всегда сохранять объективность правового анализа, добиваться соблюдения высоких стандартов качества, подтягивать молодых юристов до уровня старших и опытных, упростить и удешевить профессиональную переподготовку, сформировать общую информационную базу, облегчающую обмен знаниями, навыками и опытом. На отдельных энергетических предприятиях стратегические вопросы и (или) сделки, иначе — проекты (крупные, «штучные», например, в сфере слияний и поглощений), выполняются «продвинутыми» юристами, в то время как основная масса штатных юристов занимается текущими общеправовыми вопросами, некрупными судебными процессами и т.д.
Реализация идеи «одного окна», т.е. объединение всех штатных юристов в одно подразделение, приводит к укреплению единой команды штатных юристов. Это также облегчает работу других подразделений энергетического предприятия, которые могут заказывать в таком специализированном центре любой набор юридических услуг по проектам, не тратя времени на поиск нужных юристов по конкретному вопросу.
Один юридический центр лучше может обеспечить единообразный подход к решению повторяющихся проблем, возникающих при подготовке и реализации различными подразделениями энергетического предприятия тех или иных проектов. Безусловно, через одно юридическое «окошко» легче избежать дублирования усилий и снизить таким образом административно-хозяйственные и иные расходы. Но и недостатки монополизма, претензии на абсолютную истину одного юридического подразделения также хорошо известны.
В рамках юридического подразделения энергетического предприятия обычно есть определенное разделение между сотрудниками в области сопровождения корпоративных проектов, договорной и претензионно-исковой работы. Например, судебными делами на сумму до определенного предела могут заниматься штатные юристы, а свыше нее — внешние консультанты. Юридическое подразделение при этом ведет мониторинг всех судебных дел, в которых участвует энергетическое предприятие, в том числе в лице своих филиалов или дочерних обществ, и может подключаться к их сопровождению на любом этапе. Определенное разделение возможно и при подготовке и заключении сделок. В этом случае разделение происходит по ряду факторов — юрисдикции контрагента, сумме сделки, права, которому подчинен договор, а также с учетом ряда других обстоятельств. С другой стороны, некоторую часть работы по правовому обеспечению вообще нельзя передоверять внешним консультантам, например, контроль за реализацией сделок с акциями и долями участия в дочерних и зависимых обществах.
Штатные юристы, конечно, не должны самоустраняться от участия в подготовке и реализации проектов (стратегических вопросов, сделок), определяющих деятельность энергетического предприятия, не должен ограничиваться выдачей доверенностей, визированием договоров, мелкими судебными делами и наймом внешних консультантов. Важно, чтобы штатные юристы сопровождали весь проект от начала до конца, а не просто отвечали на отдельные поручения руководства; знали все его детали, а не визировали уже готовые документы и договоры на завершающем этапе. Это позволяет штатным юристам активно влиять на проект уже на стадии формирования концепции будущей сделки (совокупности договоров), когда цена ошибки особенно высока. Такой подход наряду с пользой для дела делает работу штатных юристов по правовому обеспечению деятельности энергетического предприятия более осмысленной.
Проектный подход требует принятия штатными юристами идеологии, основанной на отказе от пассивного визирования документов и договоров. Штатные юристы при ориентации на проектный подход становятся активными участниками группы сотрудников, вовлеченных в проект. Они разделяют ответственность за его успех, а не просто отвечают за правильно составленный меморандум (заключение) о его рисках. Если штатные юристы не находятся внутри проекта и не знают его в деталях, они не смогут привнести в него свою «добавленную стоимость» и их профессиональная задача останется не выполненной. Однако первоначально действительно сложно искоренять психологию наблюдателя, заставляя штатных юристов думать инициативно и работать «на опережение».
Сотрудники энергетического предприятия, ведущие проект, могут утверждать, что «они все уже решили, а задача штатных юристов все правильно записать и оформить». Обычно же это означает, как показывает практика, что на самом деле многое еще окончательно не решено, а исчерпывающее представление о структуре будущей сделки вообще отсутствует. Миссия штатных юристов в такой ситуации быстро вникнуть в проект, рассмотреть предлагаемую структуру будущей сделки, дать необходимые комментарии, а если нужно, сказать твердое «нет», предложив другой вариант. Если с течением времени руководство перестанет воспринимать штатных юристов как просто «юридических оформителей», увидит перед собой ценных «советчиков», даст понять, что прислушивается к их мнению штатные юристы смогут предлагать энергетическому предприятию все новые способы структурирования будущих сделок, реализующих проекты. И это будет означать профессиональный успех. Главная его предпосылка — время. Чем раньше штатных юристов привлекают к проекту, тем лучше он готовится и реализуется, не говоря уже о том, что возникает меньше рисков.
Нет сомнений, что к внешним консультантам нужно обращаться тогда, когда сами штатные юристы не могут выполнить задачу, стоящую перед энергетическим предприятием. Невозможность выполнить задачу силами штатных юристов часто связана с требованиями, предъявляемыми рынком, внешними и внутренними контрагентами. При обращении к внешним консультантам очень важна четкая постановка задачи. В противном случае высока вероятность того, что предприятие не получит необходимого результата (с первой попытки) и будет вынуждено нести дополнительные расходы, которых можно было избежать. Выбор между российскими и западными юридическими фирмами на самом деле лишь выбор специализаций и (или) подбор фирмы, соответствующей требованиям, предъявляемым задачей внешними и внутренними контрагентами, тем более, что реально в западных юридических фирмах «западные» на российском направлении лишь имена, а юристы все равно российской школы и с русским языком. У российских юридических фирм есть свои сильные стороны, у западных — свои. Поэтому трудно найти объективные критерии для их сравнения.
Стоит заметить, что функциональная специализация штатных юристов содержит в себе встроенный риск, поскольку энергетическое предприятие при этом попадает в определенную зависимость от знаний, навыков и опыта конкретных сотрудников. Поэтому помимо стимулов важно предусмотреть страховку на случай потери ведущего специалиста, например, создавать «пары» или «тройки» по каждому направлению работы. Первым в паре или тройке должен находиться ведущий специалист в конкретной области. Ему по всем вопросам помогает второй специалист, который хотя и обладает меньшим опытом, но может со временем стать первым. В тройке первым двум помогает молодой специалист — начинающий юрист. Ведущие и старшие юристы обязаны тратить часть своего времени на обучение, «натаскивание» других участников пары или тройки. Такая организация работы создает определенную стабильность всей системы юридического подразделения и страхует энергетическое предприятие от негативных проявлений человеческого фактора. Ключ к преодолению незаменимости и разобщенности — командный подход.
Во многих энергетических предприятиях внедрение командного подхода в работу штатных юристов осложнено конфиденциальностью выполняемых поручений и (или) разбросанностью юристов по разным территориям (например, ОГК, ТГК, МРСК). Одна группа штатных юристов не обладает полнотой информации о том, над чем работают другие. Это препятствует распространению знаний, навыков и опыта и приводит к формированию отдельных, не связанных между собой «островков истины».
Такая ситуация ущербна, поскольку не позволяет создать единое информационное пространство для штатных юристов (базы данных энергетического предприятия) и препятствует повышению стандарта качества правового обеспечения. Между тем в большинстве случаев широкое и полное информирование всех штатных юристов может осуществляться без ущерба для конфиденциальности. Кроме того, при обеспечении функциональной специализации по тем или иным вопросам командный подход предполагает подключение к работе над большинством проектов штатных юристов разных направлений (корпоративных, налоговых, договорных и др.). Каждый может учиться на примере других и получать те самые «неформализованные знания», которые нельзя получить из учебников. Внедрение командного подхода позволяет создать благоприятные условия для распространения знаний, навыков и опыта в рамках юридического подразделения как по вертикали, так и по горизонтали.
При правильном культивировании командной атмосферы и создании «критической массы» (обширной базы данных) это приводит к образованию в рамках юридического подразделения интеллектуального центра, и база данных из чисто количественной категории переходит в качественную. И тогда даже начинающие юристы будут видеть всю картину целиком, а не только свой узкий участок. Это позволит снизить и затраты на внешних консультантов.
12.1.2. Направления и оценка качества правового обеспечения
Главным является правовое обеспечение работы руководителей. Объясняется это среди прочего тем, что данное должностное лицо представляет интересы энергетического предприятия во внутренней его жизни, и особенно вовне, в отношениях с властями и в деловой сфере, действуя при этом без доверенности. Кроме того, производным от правового обеспечения работы руководителя является правовое обеспечение работы тех лиц, которым энергетическое предприятие выдало доверенности, в том числе в порядке передоверия, поскольку их правомочия зависят от правомочий руководителя с учетом ограничений по доверенности.
Задача правовой поддержки руководителей — обеспечение соответствия совершаемых указанными выше должностными лицами действий и сделок существующему законодательству и праву, иногда (полностью или частично) иностранному. На практике должностные лица, работа которых должна быть подкреплена правовым обеспечением, зачастую имеют не только представление о том, как действовать (или почему бездействовать) и о форме (содержании) намеченных сделок, но и предлагают юристам согласовать уже готовые планы мероприятий и проекты документов. И это — нормально. Линия поведения юриста в таких случаях может быть одной из следующих: первая — если предлагаемое руководителям решение вписывается в юридические рамки, то просто его поддержать, памятуя, что лучшее — враг хорошего; вторая — если предлагаемое руководителем решение не вписывается в юридические рамки, то разъяснить почему и предложить иное решение.
В энергетическом предприятии должен быть установлен порядок выдачи (и оформления) доверенностей, их учета, возврата, и изготовления их заверенных копий, в том числе выдаваемых в порядке передоверия. И заниматься этим следует юристам вместе с работниками, отвечающими за делопроизводство. Применительно к доверенностям есть два принципиальных вопроса, на которые изначально, до разработки и одобрения порядка их выдачи, должен быть дан ответ: объем предоставляемых полномочий и срок их действия. Генеральные доверенности (широкий объем полномочий, включая право на передоверие, и максимальный срок их действия 3 года) следует оформлять ограниченному кругу должностных лиц предприятия: желательно, только членам коллегиального исполнительного органа и (или) заместителям руководителя, а также (сроком на 1 год) руководителям представительств и филиалов. Всем остальным должностным лицам, если вообще есть необходимость в оформлении им доверенностей, желательно выдавать доверенности на совершение конкретных сделок со сроком действия не более 1 года. Важно, чтобы объем полномочий и по генеральной доверенности соответствовал распределению прав и обязанностей между должностными лицами, а любая доверенность содержала указание о действиях представителя в соответствии с уставом энергетического предприятия.
Правовое обеспечение деятельности энергетического предприятия в части корпоративных вопросов направлено на поддержание нормального его функционирования как юридического лица. Речь идет об экспертизе проектов; решений собственников (общего собрания участников, общего собрания акционеров), коллегиальных органов (совет директоров, правление и др.), других постоянных и временных структур; проектов документов и договоров, в том числе на предмет наличия в последних признаков крупных сделок; проектов директив представителям энергетического предприятия в органах дочерних и зависимых обществ и др. К корпоративным вопросам относятся также вопросы взаимоотношений энергетического предприятия с ФСФР, ФАС, Ростехнадзором, контрольными и правоохранительными органами. Та часть штатных юристов, которые занимаются корпоративными вопросами, зачастую именуются корпоративными юристами, хотя это понятие охватывает всех штатных юристов, в отличие от внешних консультантов. Эти корпоративные юристы чаще всего взаимодействуют с руководителем и высшими должностными лицами, специалистами других подразделений энергетического предприятия, его филиалов, дочерних и зависимых обществ. В результате они лучше известны, отношение к ним определяет отношение к другим штатным юристам, всей юридической службе.
Из числа ведущих корпоративных юристов зачастую отбирается главный юрист энергетического предприятия.
Энергетические предприятия получают часть своей выручки в результате деятельности по регулируемым ценам (тарифам). В этом специфика энергетических предприятий, отличающая их от предприятий многих других отраслей. Соответственно для юристов энергетического предприятия правовое обеспечение тарифного направления – специфическое, весьма востребованное и имеющее особое значение (экономическое) для основной деятельности и показателей эффективности всей работы.
Штатные юристы и (или) внешние консультанты (наряду, естественно, с другими специалистами) могут представлять интересы энергетического предприятия в государственных органах, устанавливающих тарифы, как при обосновании необходимой валовой выручки, объема потребления и (или) реализации, так и в процессе урегулирования разногласий. Главное, юридическая служба энергетического предприятия отвечает за оспаривание в судах тарифных решений соответствующих государственных органов и принимаемых ими подзаконных правовых актов. При этом предметом оспаривания могут быть и тарифы, установленные для других энергетических предприятий.
Одно из наиболее важных направлений – юридическое сопровождение сделок (в том числе и прежде всего договоров), совершаемых энергетическим предприятием. Сделки могут быть односторонними (но порождать права у третьих лиц), а договоры могут заключаться не только в форме документа, подписываемого уполномоченными лицами. Вообще заключение и исполнение договоров – важные направления правовой работы, но и сами договоры играют особую роль в деле правового обеспечения деятельности энергетического предприятия.
На предприятии должен быть установлен порядок подготовки проектов договоров, их внутреннего согласования, визирования, учета (регистрации), хранения и, главное, контроля исполнения, в том числе со стороны контрагента (других участников). К штатным юристам энергетического предприятия за неделю или месяц может поступить много договоров, в том числе на незначительные суммы и не несущих юридических рисков. Каждый из этих договоров формально должен пройти юридическую проверку и подлежит визированию, хотя, по существу, это совершенно излишне. Конечно, любое энергетическое предприятие заинтересовано, чтобы в нем работали лучшие юристы, а специалисты высокого уровня вряд ли захотят согласовывать по десятку стандартных договоров в день, особенно если их работа при этом будет сводиться только к исправлению грамматических ошибок. В действительности из-за требования визировать каждый договор в энергетическом предприятии значительная часть работы штатных юристов может оказаться непродуктивной, т.е. почти не приносить экономической пользы, если активно не будут использоваться проформы договоров.
Использование проформ договоров позволяет предприятию на начальной стадии определения отношений (или изменения отношений) с контрагентами всегда выступать с одной и проработанной в юридическом плане позицией, вне зависимости от того, кто вовне представляет это предприятие. Что касается содержания договоров, то следует привлечь внимание к действительно большому количеству их проформ (образцов, проектов и т.д.), публикуемых в периодических специальных изданиях, в виде приложений в монографиях, сборниках и пр., а также содержащихся в различных электронных базах данных. Конечно, проформа — лишь основа договора, окончательное содержание которого всегда плод переговоров.
Следует учитывать, что «свобода усмотрения» сторон договора, применительно к определению его содержания, в принципе гарантированная ГК РФ, в электроэнергетике существенно ограничена. В данной отрасли, например, пока сохраняется государственное регулирование цен на электрическую и тепловую энергию, и будет сохраняться на их передачу. Да и среди норм гражданского законодательства, рассчитанных на применение в электроэнергетике, удельный вес императивных норм выше, чем во многих других отраслях. Кроме того, ряд договоров являются по своей природе публичными (оказание услуг по передаче электрической энергии и др.), в связи с чем часть их содержания при определенных условиях может определяться не сторонами, а судом. Строго говоря, каждый договор должен иметь своего «ответственного», т.е. должностное лицо, которое несет персональную ответственность за его исполнение, в том числе другими участниками. И при смене участка работы данным должностным лицом в конкретном энергетическом предприятии, тем более при прекращении им трудовых отношений с этим предприятием, договор должен получить иного ответственного, которому следует передать и всю относящуюся к договору документацию, переписку и информацию.
В последние годы наиболее крупные дела, проигранные энергетическими предприятиями в судах, — это дела по требованиям к ним со стороны налоговых органов. Соответственно, правовая работа по налогообложению является для юридической службы энергетического предприятия одной из основных. Здесь очень важна профилактика. В конечном счете, чем лучше поставлены бухгалтерский и налоговый учет, чем аккуратнее уплачиваются налоги, тем меньше вероятности предъявления налоговыми органами требований об уплате налогов, штрафов и пеней. Защита интересов энергетического предприятия в этой сфере может осуществляться в досудебном порядке, в том числе в самих (вышестоящих) налоговых органах, и зачастую она приносит положительный результат.
Наконец, основная тяжесть работы на данном направлении приходится на представление интересов энергетического предприятия в судах. Здесь юридическая служба должна теснейшим образом сотрудничать с бухгалтерией и специалистами по налоговому учету и налогообложению. Практика показывает, что положительного результата можно добиваться, и это имеет место: наблюдается тенденция к снижению размеров доначисленных налоговыми органами налогов и вообще взысканных с энергетических предприятий по итогам судебных разбирательств денежных сумм.
Судебная защита прав и интересов энергетического предприятия – дело его юридической службы. Это действительно так. Однако практика показывает, что наилучших результатов на этом направлении юристы добиваются, если они контактируют со специалистами других подразделений: по тарифам, налогообложению, инженерному делу и т.д. Формальные доброжелательные отношения — норма, но они малоэффективны. Только искренняя, добровольная и полномасштабная, не жалея времени, помощь со стороны специалистов разного профиля штатным юристам энергетического предприятия, включая активное участие в судебных заседаниях, приносит реальную пользу, позволяет добиваться неоспоримых прецедентных побед.
В крупных энергетических предприятиях, особенно с производственными филиалами в разных регионах, защита их прав и интересов в судах может складываться в заметное направление работы. Иногда речь идет о сотнях судебных дел. Соответственно данное направление должно быть хорошо организованно и обеспечено кадрами. Именно эту работу лучше всего вести через юридическую фирму — дочернее общество энергетического предприятия, тесно взаимодействующее с его штатными специалистами (не только юристами) и привлекаемыми по мере необходимости внешними консультантами.
В идеале энергетическое предприятие должно иметь программное обеспечение и базы данных юридической службы, разработанные в расчете на его нужды, его документы и договоры. Они должны позволять проверить контрагентов, выбрать необходимую проформу договора и быстро внести все необходимые реквизиты в его текст. Используя базу данных проформ договоров и заключенных договоров, автоматизируя и стандартизируя рабочий процесс, можно сэкономить время штатных юристов на рутинную работу по правовому обеспечению, а высвободившийся ресурс использовать продуктивнее в интересах предприятия.
Программа и база данных также весьма актуальны на направлении судебной защиты прав и интересов энергетического предприятия. При большом количестве судебных дел и территориальной разобщенности юристов, различной подсудности споров общая информационная база и программа облегчают контроль и управление, работают на повышение эффективности судебной защиты (больше побед, меньше поражений), способствуют обмену знаниями, навыками и опытом и обеспечивают единый стандарт юридических услуг.
Судить о качестве работы по правовому обеспечению можно по тому, налажены ли в энергетическом предприятии системы контроля и минимизации юридических рисков (например, установлен ли в нем порядок выдачи доверенностей и заключения договоров), четко ли определено, к кому и по каким вопросам обращаться, и защищены ли его имущественные интересы и репутация (через учет, регистрацию, договор и др.). Показатели экономической полезности должны быть измеримы: сокращение расходов на внешних консультантов при поддержании хорошего уровня работы штатных юристов и (или) сокращение численности штатных юристов. Впрочем, и рост расходов на внешних консультантов и штатных юристов не обязательно свидетельствует о снижении эффективности организации работы по правовому обеспечению. К числу количественных показателей, важных для оценки этой работы, относятся: общее число судебных дел с участием энергетического предприятия (чем меньше, тем лучше); число выигранных и проигранных дел; суммы, взысканные с контрагентов и с самого энергетического предприятия.
Другой значимый показатель — способность юристов к быстрому реагированию на проблемы, готовность оперативно «откликнуться», что очень ценят другие работники предприятия. Конечно, это показатель, который в основном оценивается субъективно, но при множестве «судей» результат оценки будет почти объективным.
Как и другие специалисты энергетического предприятия, юристы должны иметь мотивацию к труду. В принципе мотивация и штатных юристов, и внешних консультантов не отличается от мотивации других работников и подрядчиков энергетического предприятия. Есть, тем не менее, один нюанс, заслуживающий упоминания: сфера морального поощрения. Все такого рода поощрения, практикуемые на энергетических предприятиях, рассчитаны на энергетиков (эксплуатирующих генерирующее и сетевое оборудование и пр.) и применяются в основном к ним, а к юристам чаще приходится применять меры материального поощрения, что хорошо, с одной стороны, но с другой стороны, делает систему мотивации несбалансированной.
12.1.3. Опыт РАО «ЕЭС России»
ОАО РАО «ЕЭС России» как юридическое лицо выполняло самые различные функции, в том числе вело производственную деятельность по выработке, передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению. Кроме того, ему принадлежали пакеты акций многих других энергетических предприятий. В процессе реформирования электроэнергетики и реструктуризации Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России» как его головная (материнская) компания играла ведущую роль в их подготовке и осуществлении. За годы своей работы ОАО РАО «ЕЭС России» неоднократно меняло организацию своего правового обеспечения. Апробацию практикой прошли всевозможные модели. Они были всякий раз адекватны характеру деятельности компании, стоящим перед ней задачам.
Штатные юристы и внешние консультанты, в том числе некоторое время дочерняя юридическая фирма, помогали руководству и другим сотрудникам оздоравливать РАО ЕЭС и его дочерние энергетические и иные предприятия, реструктурировать группу и реформировать отрасль, включая участие в разработке новой нормативной правовой базы. Были внедрены компьютеризованные системы управления договорной работой и судебной защитой прав и интересов РАО ЕЭС. Зачастую соответствующая система судебной защиты использовалась для сбора, обобщения и анализа практики дочерних энергетических предприятий, с тем чтобы результат этих работ использовать в конкретных судебных делах в интересах всего холдинга.
Работа на опережение, профилактика и реструктуризация РАО ЕЭС привели к тому, что, продвигаясь по пути реформирования электроэнергетики Российской Федерации, общество последовательно снижало свое участие в имущественных конфликтах, а сами они становились все менее значимыми. Это относится и к спорам с налоговыми органами.
Большое развитие за менее чем 10 лет получил Третейский суд при РАО «ЕЭС России», который с лета 2003 г. управлялся независимой некоммерческой организацией — фондом «Право и экономика ТЭК» и в последние годы стал самоокупаемым. Этот суд рассматривал как споры РАО ЕЭС с его дочерними обществами и споры между его дочерними обществами, так и споры с участием третьих (неаффилированных) лиц. Количество ежегодно рассматриваемых дел и денежное измерение самих споров вывели Третейский суд при РАО «ЕЭС России» в один из крупнейших в Российской Федерации. В последние 10 лет деятельности РАО ЕЭС возросли расходы как на юридическую его службу, так и в целом на правовое обеспечение его деятельности. Объясняется это многими факторами, в том числе новизной и сложностью возникавших задач. Но расходы на эти цели были оправданны.
В процессе работы по правовому обеспечению деятельности РАО ЕЭС сложился хороший коллектив юристов, квалификация и опыт которых выросли до уровня тех задач, которые им приходилось решать. Этот коллектив имел высокую устойчивость своего состава вплоть до прекращения деятельности РАО ЕЭС.
Следующая >12.2. Связи электроэнергетических компании с общественностью и органами государственной власти – PR и GR |
---|