Электротехнический-портал.рф

...для студентов ВУЗов электротехнических специальностей и инженеров

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

6.3. Особенности оптового рынка в российской электроэнергетике

E-mail Печать PDF
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

6.3.1. Субъекты российского оптового рынка

На оптовом рынке действуют те субъекты электроэнергетики, которые осуществляют куплю-продажу электроэнергии, как правило, в значительных объемах, и службы, обеспечивающие работу инфраструктуры оптового рынка (инфраструктурные организации), вместе называемые субъектами оптового рынка.

Каждый из субъектов оптового рынка играет свою роль в процессе его функционирования.

Продавцы оптового рынка:

  • генерирующие компании, в состав которых входят генерирующие объекты отрасли, удовлетворяющие количественным и техническим требованиям оптового рынка;
  • импортеры электроэнергии (операторы экспортно-импортной деятельности) - организации, осуществляющие деятельность по поставке на отечественный оптовый рынок электроэнергии, купленной ими у зарубежных энергосистем.

Покупатели оптового рынка:

  • потребители, покупающие электроэнергию для удовлетворения собственных производственных нужд;
  • сбытовые компании (включая гарантирующих поставщиков), приобретающие электроэнергию с целью дальнейшей перепродажи конечным потребителям и действующие от своего имени;
  • экспортеры (операторы экспорта) электроэнергии - организации, осуществляющие деятельность по покупке электрической энергии с отечественного оптового рынка в целях экспорта в зарубежные энергосистемы.

Инфраструктурные организации на оптовом рынке выполняют следующие функции:

  • системный оператор обеспечивает качество поставляемой электроэнергии и надежность работы системы, осуществляет планирование и управление режимами;
  • коммерческий оператор предоставляет услуги по организации торговли на оптовом рынке и по осуществлению централизованного клиринга;
  • сетевые организации предоставляют услуги по присоединению к сети и ее использованию для передачи электроэнергии от производителей к потребителям.
  • Совет рынка – организация, созданная на принципах саморегулирования специально для поддержания баланса интересов участников и всех инфраструктурных организаций (более подробно – см. в главе 4).

6.3.2. Основные принципы функционирования переходного оптового рынка электроэнергии (мощности)

В настоящее время в российской электроэнергетике взят курс на формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии и мощности.

При этом на дату создания настоящей Главы рынки системных услуг, финансовых прав на передачу и производных финансовых инструментов пока в России отсутствуют.

Оптовый рынок функционирует на всей территории ЕЭС России, при этом она разделена на ценовые и неценовые зоны оптового рынка. Ценовые зоны – территории РФ, где возможна конкуренция между производителями электроэнергии, куда входит вся европейская часть РФ, включая Урал, а также Сибирь. Исключение составляют Архангельская область, Республика Коми, Калининград, входящие в неценовые зоны оптового рынка. Самая большая территория неценовой зоны оптового рынка – Дальний Восток.

Кроме того, на территориях, являющихся изолированными от ЕЭС России (включая Камчатскую обл., Магаданскую обл., западный и центральный районы электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия), Сахалинскую обл., Чукотский АО, Таймырский (Долгано-Ненецкого) АО), где оптовый рынок отсутствует вовсе. Вся торговля электроэнергией происходит в рамках регулируемого государством розничного рынка.

В неценовых зонах оптового рынка отсутствует возможность для конкуренции между производителями электроэнергии. Соответственно, торговля электроэнергией и мощностью осуществляется на основе цен и объемов, ежегодно регулируемых ФСТ РФ.

На территории ценовых зон действует так называемая переходная модель оптового рынка, обозначающая переход от регулируемого государством в части цен и объемов к полностью конкурентному рынку. Указанная модель представляет собой:

Переходный оптовый рынок электроэнергии, состоящий из:

  • Рынка двусторонних договоров (регулируемых и свободных)
  • Конкурентного рынка на сутки вперед
  • Конкурентного балансирующего рынка, И

Переходный оптовый рынок мощности, состоящий из:

  • Рынка двусторонних договоров (регулируемых и свободных)
  • Конкурентного отбора мощности

Правила, по которым функционирует оптовый рынок с 1 сентября 2006 года, в корне изменили всю систему взаимоотношений покупателей и поставщиков электрической энергии и мощности.

С указанной даты начала действовать система регулируемых договоров между продавцами и покупателями электроэнергии. Договоры называются регулируемыми, поскольку цены на электроэнергию и мощность в рамках этих договоров устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Такие договоры действуют в течение периода регулирования. Начиная с 2007 г., продавцам и покупателям оптового рынка было предоставлено право заключать долгосрочные регулируемые договоры (от 1 года).

Регулируемые договоры в 2006 -2007 гг. заключались на полные объемы производства и потребления электроэнергии в соответствии с прогнозным балансом ФСТ России на соответствующий год. Начиная с 2007 г. объемы электрической энергии (мощности), продаваемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, начали планомерно уменьшаться. Темпы такого снижения были установлены Правительством Российской Федерации 07.04.2007г и приведены ниже.

Конструкция регулируемых договоров позволяет без изменения ее конфигурации, постепенно снижая объемы электроэнергии (мощности) по регулируемым договорам, расширять сферу действия свободных (нерегулируемых) цен. Таким образом, к моменту окончания переходного периода реформирования электроэнергетики произойдет переход к полностью конкурентному оптовому рынку, что предусмотрено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Объемы электроэнергии и мощности в регулируемых договорах определяются на основе прогнозного баланса ФСТ России 2007 года (для электроэнергии и мощности поставщиков) и 2008 года (для мощности покупателей). Формулы индексации тарифов поставщиков (установленные приказом ФСТ России № 348-э/12 от 5 декабря 2006 года) учитывают прогнозный индекс инфляции на соответствующий год, изменения цен на топливо, изменение ставок водного налога для ГЭС, технологические особенности процесса производства электроэнергии, а также обязательные  платежи (например, оплата услуг инфраструктурных организаций).

Регулируемые договоры заключаются в отношении раздельно торгуемых мощности и электроэнергии. Контрагенты по регулируемым договорам (поставщики и покупатели) определяются коммерческим оператором, называемым Администратор торговой системы (АТС). Каждый покупатель заключает договор с несколькими поставщиками, а каждый поставщик – с несколькими покупателями. При этом «доля либерализации», на которую раз в полгода уменьшаются объемы регулируемых договоров, до 1 июля 2008 года применялась только к объемам регулируемых договоров для электроэнергии, но не для мощности. Постановлением Правительства Российской Федерации № 205 от 7 апреля 2007 года установлена следующая динамика либерализации рынка электроэнергии:

Диаграмма № 1

Динамика доли либерализации торговли электроэнергией

Снижение объемов электроэнергии, торгуемых по регулируемым ценам (тарифам)

Снижение объемов электроэнергии, торгуемых по регулируемым ценам (тарифам)

Таким образом, к 1 января 2011 года все объемы потребления электроэнергии на территориях ценовых зон оптового рынка за исключением населения будут продаваться по рыночным, конкурентным ценам.

Аналогичная динамика доли либерализации начала действовать с 1 июля 2008 года и к объемам торговли мощностью.

Почасовые объемы электроэнергии в регулируемых договорах определяются АТС путем распределения по часам годовых объемов, содержащихся в прогнозном балансе соответствующего года, на основании статистики по фактическим объемам поставки и покупки электроэнергии (мощности) предыдущих лет.

Покупатель обязан оплатить дополнительно 3% сверх объема покупки электроэнергии в регулируемых договорах для компенсации стоимости нагрузочных потерь.

Цена электроэнергии (мощности) в каждом регулируемом договоре – утвержденный ФСТ России тариф поставщика по договору. При этом сохранение регулируемых тарифов для покупателей, являющееся основным принципом системы регулируемых двусторонних договоров, было бы невозможным в случае, если стороны таких договоров определялись по желанию субъектов рынка. Поэтому поставщики и покупатели в централизованном порядке «прикрепляются» АТС как стороны регулируемых договоров в соответствии с довольно сложным алгоритмом, согласованным участниками оптового рынка. Указанный алгоритм основывается на необходимости поддержания количественных ограничений по а) объемам  купленной (проданной) электроэнергии и мощности, б) сохранению тарифов на электроэнергию и мощность по набору регулируемых договоров покупателя, а также в) по сохранению “физического” баланса между производством и потреблением электроэнергии в каждый час с учетом системных и технологических ограничений, включая  технические и технологические минимумы электростанций, сетевые ограничения, электрические режимы и пр.

Регулируемые договоры основываются на принципе «take or pay», то есть обязательной поставки и покупки. Поставщик обязан либо произвести указанный в договоре объем электроэнергии самостоятельно, либо купить его по нерегулируемым ценам на рынке на сутки вперед или по заключенному с другим поставщиком свободному двустороннему договору. Покупатель обязан заплатить за объем электроэнергии, включенный в регулируемый договор, вне зависимости от того, был ли им потреблен весь объем или нет. Если покупатель потребляет объем, меньше объема электроэнергии, включенного в регулируемые договоры, он продает превышение (разницу) по нерегулируемым ценам на рынке на сутки вперед (либо по свободному двустороннему договору). Если объем потребления больше объема регулируемого договора, покупатель докупает необходимую электроэнергию по нерегулируемой цене.

АТС является третьей стороной регулируемого договора, но исключительно по выполнению инфраструктурных функций и без взимания дополнительных платежей, оно также администрирует систему платежей и следит за выполнением условий регулируемых договоров. Регулируемые договоры представляют собой достаточно жесткую систему, однако стороны каждого договора вправе изменить условия оплаты и объем электроэнергии, заложенный в договоре, но только в рамках добровольной либерализации, не превышающей 5%.

Объемы электроэнергии, на которые не заключены регулируемые договоры, продаются по свободным ценам посредством заключения свободных двухсторонних договоров и на рынке «на сутки вперед», или, когда происходит отклонение от запланированных за сутки вперед объемов поставки, уже на более дорогом балансирующем рынке.

При этом свободные двусторонние договоры являются финансовыми договорами. Наличие двусторонних договоров не влияет на планирование и управление режимами ЕЭС России. Стороны договоров регистрируют договоры в АТС в части договорных почасовых объемов для определения обязательств участников оптового рынка с учетом данных договоров, а также для прогноза их потребления.

На рынке на сутки вперед и балансирующем рынке используется описанная в предыдущем разделе узловая модель ценообразования. В расчетной модели ЕЭС России 7200 узлов расположены на территории Европы и Урала, 600 узлов - в Сибири (см. рис. 6.3.1). Следует отметить, что модель такой большой размерности и с такой детализацией не имеет аналогов в мире.

Пример из расчетной модели ЕЭС России

Рис. 6.3.1. Пример из расчетной модели ЕЭС России (для редакторов – цифру 5200 необходимо заменить на 7200)

Цены на рынке на сутки вперед и балансирующем рынке формируются в почасовом режиме и для каждого из названных узлов расчетной модели и отражают равновесие между спросом и предложением электроэнергии в заданный час в заданном узле.

Приведенная на рисунке ниже картинка динамики узловых цен показывает, что цены действительно зависят от изменений в спросе и предложении и отражают реальную рыночную стоимость электроэнергии.

Динамика равновесных цен рынка на сутки вперед

Рис. 6.3.2. Динамика равновесных цен рынка на сутки вперед

По сути, новая модель оптового рынка электроэнергии переходного периода является базой для формирования целевой (полностью конкурентной) модели. Механизмы формирования равновесных цен и объемов на рынке «на сутки вперед» и балансирующем рынке, механизмы учета двухсторонних договоров, принципы оплаты отклонений — все эти ключевые элементы рынка в дальнейшем будут сохранены. Впоследствии будут сформированы: рынок системных услуг; рынок торговли правами на использование пропускной способности электрической сети; рынок производных финансовых инструментов.

Особенности российского рынка мощности

В настоящее время в России внедрен так называемый переходный рынок мощности. Торговля мощностью в переходной модели формально основана на проведении ежегодных конкурентных отборов мощности. Однако такие конкурентные отборы проводятся на основании прогнозного баланса, ежегодно формируемого государственным регулирующим органом – ФСТ РФ. Таким образом, в переходной модели и перечень поставщиков мощности, и объемы продаваемой ими мощности, и в большинстве случаев цены продолжает формировать государство.

При этом значительным шагом к либерализации торговли мощностью стало введение возможности двусторонних договорных отношений поставщиков и покупателей на оптовом рынке. Именно при заключении двусторонних договоров в переходной модели рынка мощности возникает конкурентная среда, и формируются конкурентные цены. В качестве механизма поиска контрагентов по таким договорам и определения конкурентных цен на мощность в переходной модели рынка мощности было предложено использовать, в том числе, и механизмы биржевой торговли.

Поставщики, не продавшие свою мощность по свободным договорам, продают ее по цене, указанной ими в заявке на конкурентный отбор мощности. Также и покупатели на оптовом рынке могут исполнить свои обязательства по покупке мощности, как по свободным договорам, так и покупая мощность, продаваемую поставщиками по цене в заявке. В последнем случае покупка будет осуществляться по средневзвешенной цене мощности таких поставщиков.

Одновременно с введением на оптовом рынке механизмов торговли мощности по свободным ценам началось снижение объемов мощности, торгуемых на оптовом рынке по регулируемым ценам. Либерализация торговли мощностью на оптовом рынке осуществляется постепенно, теми же темпами, что и либерализация торговли электрической энергией.

Необходимо отметить, что на дату создания настоящей Главы целевая модель рынка мощности не была утверждена нормативными документами. Всё, что указано ниже в отношении целевой модели рынка мощности, является одной из возможных версий построения такого рынка, предлагаемых авторами настоящего пособия.

В целевой модели рынка мощности поставщики и объемы мощности определяются по итогам долгосрочных конкурентных отборов, проводимых за несколько лет до начала поставки этой мощности – срок, достаточный для строительства новой электростанции. Это дает возможность принимать решение об инвестировании в строительство генерации зная, что мощность этой станции  будет востребована на рынке.

Конкурентные отборы мощности должны проводиться с учетом разбивки территории России на зоны свободного перетока мощности — территории, в границах которой большую часть времени отсутствуют существенные системные ограничения и мощность одного генерирующего объекта может быть замещена мощностью иного генерирующего объекта с аналогичными характеристиками, расположенного в той же зоне свободного перетока.. Для обеспечения наличия в системе генерирующего оборудования, способного покрыть не только пиковое потребление с необходимым резервом, но и обеспечить выработку электроэнергии с учетом сезонных и суточных неравномерностей графиков потребления, при проведении отборов мощности будут приниматься во внимание параметры генерирующего оборудования, такие как маневренность, диапазон регулирования и другие. По итогам отбора должен быть сформирован набор генерирующих объектов, которые бы по совокупности обладали необходимыми в каждой зоне свободного перетока параметрами и обеспечивали необходимый в каждой зоне свободного перетока объем мощности с учетом резервов.

Критерии отбора генерирующего оборудования формируются с учетом минимизации стоимостной нагрузки на покупателей, причем не только в части оплаты мощности. Отбор осуществляется по принципу минимизации совокупных затрат на оплату и электроэнергии и мощности генерирующего оборудования.

Границы зон свободного перетока мощности, объемы и параметры мощности, необходимой в каждой зоне свободного перетока, а также возможные перетоки мощности между зонами, должны определяться Системным оператором на основе среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребления электроэнергии, и данных о системных ограничениях по перетокам мощности с учетом планов развития сетей.

Понятно, что для принятия решения, какой объем мощности и с какими параметрами необходим в энергосистеме, необходимо выстроить достаточно адекватную систему прогнозирования потребления на всей территории России и в каждой зоне свободного перетока, разработать систему отбора генерирующих объектов, необходимых для покрытия этого потребления, создать надежную систему обеспечения гарантии оплаты мощности отобранных генерирующих объектов – договорную систему.

При этом механизмом обеспечения гарантии оплаты мощности может являться упомянутая выше система обязательной покупки мощности покупателями, закрепленная в законодательстве и уже действующая в России.

Поставщики, не продавшие свою мощность по двусторонним договорам, должны иметь возможность воспользоваться гарантией оплаты мощности, полученной по итогам конкурентного отбора, и оплаты электроэнергии по цене, отвечающей его топливным затратам.  Использование поставщиком такой гарантии позволит ему окупить затраты на производство электроэнергии, но не даст возможности дополнительно заработать на рынке. В такой модели наиболее эффективным поставщикам будут более выгодны двусторонние отношения с покупателями, дающие им возможность получения дополнительной маржи от участия в рынке электроэнергии.

Описанная модель рынка мощности, с одной стороны, решает задачу обеспечения надежного энергоснабжения – давая инвесторам гарантию окупаемости вложенного капитала в результате работы их станций на таком рынке, с другой, позволяет достичь этого с минимальной нагрузкой на покупателей.  С учетом острой проблемы дефицита мощностей в ряде регионов и того, что на привлечение инвесторов и последующее строительство новых мощностей может потребоваться не менее четырех лет, решать данную проблему нужно незамедлительно, еще на переходном этапе реформирования электроэнергетики.

6.3.3. Особенности российского розничного рынка электроэнергии

В России принята конкурентная модель розничного рынка и она регулируется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период.  Правила содержат положения о порядке заключения и исполнения публичных договоров на розничном рынке и примерный договор поставки электрической энергии для населения.1 Правила устанавливают основы взаимодействия на розничном рынке электроэнергии участников розничного рынка, к которым относятся гарантирующий поставщик, энергосбытовые организаций, производители, сетевые организации и потребители электроэнергии.

До 2011 года должны быть приняты правила целевой модели конкурентного розничного рынка  в РФ.

Субъекты розничного рынка электроэнергии

Субъекты розничных рынков:

  • потребители электрической энергии;
  • поставщики электрической энергии, в том числе гарантирующие поставщики; энергосбытовые организации; энергоснабжающие организации;
  • сетевые организации;
  • субъекты оперативно-диспетчерского управления;
  • производители электрической энергии.

Из приведенного списка уточнения требуют только субъекты розничного рынка – производители электрической энергии.  Это генерирующие компании, не соответствующие критериям оптового рынка, они осуществляют продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Если производитель по своим характеристикам может участвовать в оптовом рынке, то гарантирующий поставщик должен покупать электроэнергию у такого производителя по цене, не превышающей цену на оптовом рынке. По крайней мере, должна быть создана для него такая система стимулов.

Производители электрической энергии, не имеющие возможности участвовать в оптовом рынке, могут заключать прямые договоры с энергосбытовыми компаниями и потребителями, не являющимися участниками оптового рынка. Производитель, осуществляющий продажу электрической энергии непосредственно потребителям электрической энергии или сбытовым компаниям для дальнейшей перепродажи, сам выступает в роли сбытовой компании и должен поэтому соблюдать все установленные для таких случаев требования.

Механизмы функционирования конкурентного рынка электроэнергии

На розничном рынке действует большое количество энергосбытовых компаний, конкурирующих между собой за потребителя. Потребитель, независимо от того, к сетям какой сетевой организации подсоединено его энергопринимающее оборудование, может выбрать любого поставщика (гарантирующего поставщика или одну из энергосбытовых компаний, функционирующих в данном регионе). Взаимоотношения потребителя, сетевой и энергосбытовой компаний регулируются нормативными документами.

Деятельность гарантирующих поставщиков (в части установления сбытовой надбавки гарантирующего поставщика) и сетевых компаний (в части установления тарифов на передачу электрической энергии) регулируется государством.

В конкурентной модели существует отработанная технология перехода потребителей от одной энергосбытовой компании к другой, включающая отлаженные основные процессы: взаимное информирование энергосбытовой компанией, сетевой организацией и гарантирующим поставщиком о переходе потребителя; урегулирование энергосбытовыми компаниями участия в оптовом рынке электроэнергии по новым объемам потребления; согласование способов коммерческого учета при переходе потребителя, отработанная процедура принятия гарантирующим поставщиком потребителей от энергосбытовых компаний.

Инфраструктура конкурентного розничного рынка РФ

Формировать технологическую инфраструктуру розничного рынка в России преимущественно будут территориальные сетевые организации. Они будут осуществлять передачу электрической энергии и урегулировать отношения по предоставлению межсистемных электрических связей с иными сетевыми компаниями, имеющими технологическое присоединение к их электрическим сетям.

К территориальным сетевым организациям относятся те, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии  с использованием единой национальной (общероссийской) электрической сети

Однако, потребители, присоединенные к единой национальной (общероссийской) электрической сети, также могут покупать электроэнергию в розничном рынке. И тогда организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ОАО «ФСК») также должна будет выполнять правила функционирования розничных рынков.

Конкуренция энергосбытовых компаний на розничных рынках РФ. Энергосбытовые компании конкурируют между собой и гарантирующим поставщиком за потребителей. Сбытовая надбавка энергосбытовых компаний не регулируется государством, поэтому они могут предлагать более выгодные условия своим потребителям, но для этого им приходится вести рискованную ценовую политику на оптовом рынке электроэнергии. Энергосбытовые компании заключают двухсторонние договоры на оптовом рынке электрической энергии (мощности), подают ценовые заявки на рынок «на сутки вперед» (в отличие от гарантирующего поставщика, который подает ценопринимающие заявки), стремятся максимально снижать собственные издержки, чтобы предложить потребителю цену ниже, чем у остальных. Чтобы быть эффективной, энергосбытовой компании необходимо предлагать потребителю различные тарифные планы; предоставлять конкурентные условия расчетов; использовать биллинговую систему; качественно представлять интересы потребителя в отношениях с сетевыми организациями, системным оператором и другими инфраструктурными организациями.

Сбытовым компаниям необходимо уметь формировать пакет своих потребителей и стимулировать их к потреблению по определенному графику, чтобы экономить на стоимости приобретения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке.

Цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям энергосбытовыми компаниями, свободные, складывающиеся под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.

Конкуренция за статус гарантирующего поставщика в РФ.

Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с даты введения в действие Правил розничного рынка назначены:

  • неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
  • оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ осуществляют снабжение электрической энергией населения и финансируемых из бюджета потребителей в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;
  • энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги";
  • хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (так называемые "острова" – типичный пример – предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Статус гарантирующего поставщика не является вечным.

Один раз в 3 года должен проводиться очередной конкурс на получения статуса гарантирующего поставщика (первый раз конкурсы должны быть проведены в период с 2010 по 2012 года). В этом конкурсе принимают участие энергосбытовые компании, желающие получить статус гарантирующего поставщика и удовлетворяющие следующим условиям:

  • наличие обособленных подразделений для обслуживания покупателей электрической энергии (заключения договоров, осуществления расчетов и т.д.);
  • обеспечение информационно-технологического взаимодействия с системным оператором и администратором торговой системы;
  • наличие собственного капитала в размере 5 и более процентов среднемесячной стоимости электрической энергии (мощности), потребляемой на розничном рынке у гарантирующего поставщика, либо наличие договора банковской гарантии или договора страхования предпринимательских рисков на весь срок выполнения функций гарантирующего поставщика с аналогичной суммой покрытия;
  • отсутствие на момент подачи заявки задолженности, размер которой превышает сумму денежных обязательств, установленных для двух периодов платежа условиями соответствующих договоров перед поставщиками электрической энергии на оптовом или розничном рынке, если данная организация уже осуществляет деятельность в качестве энергосбытовой организации.

Основной критерий для определения победителя — заявленная компанией необходимая валовая выручка, применяемая для расчета сбытовой надбавки.

В случае ухудшения финансового состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации в следующих случаях:

  • если в отношении действующего гарантирующего поставщика приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке;
  • если он заявляет о своей ликвидации;
  • если в отношении него запущены процедуры банкротства;
  • а также в случае, если он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке, либо если финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленных приложением к Правилам.

Процедура смены гарантирующего поставщика будет публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе, в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику.

Ценовая политика гарантирующего поставщика.

Правилами закреплена система ценообразования на розничном рынке, предусматривающая поставку гарантирующим поставщиком части объемов электроэнергии (мощности) по регулируемой цене, а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.  Это позволит осуществлять либерализацию цен на розничном рынке синхронно с процессом либерализации на оптовом рынке, будет стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке и в тоже время защитит потребителей электрической энергии от его неосторожной ценовой политики.

При этом для населения и  приравненным к нему категориям (ТСЖ, управляющие организации в многоквартирных жилых домах, садоводческие и гаражные кооперативы) на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам. Доля поставки по регулируемой цене определяется в соответствии с установленными Правительством РФ темпами либерализации.

Формула предельного уровня нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям электрической энергии гарантирующими поставщиками, является прозрачной и состоит из следующих элементов: свободная цена покупки на оптовом рынке, регулируемая сбытовая надбавка (стоимость услуг гарантирующего поставщика), тарифы на услуги сетевых организаций, тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.

Свободная цена покупки электроэнергии (мощности) на оптовом рынке рассчитывается ежемесячно и публикуется АТС.

Гарантирующий поставщик вынужден придерживаться консервативной ценовой политики при покупке электроэнергии (мощности) с оптового рынка. Главное для гарантирующего поставщика – гарантия поставки электроэнергии своим потребителям.

При отклонении фактического объема потребления от объема потребления, запланированного на рынке на сутки вперед и гарантирующие поставщики участвуют в балансирующем рынке. Но в предельном уровне нерегулируемых цен включается стоимость отклонений, не превышающих нормативный уровень. Нормативный уровень определяется в соответствии с регламентами оптового рынка и отражает уровень отклонений при условии приемлемой точности планирования с учетом сезонных факторов, структуры потребителей. Энергосбытовые организации, которые не осуществляют поставку электрической энергии населению, вправе поставлять электрическую энергию по свободным договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены – стоимость поставки электрической энергии (мощности) гарантирующим поставщиком.

Таким образом, конечная цена поставки потребителям будет колебаться синхронно с ценой оптового рынка или задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи). Внутри периода (например, один месяц) конечная цена может быть стабильна, и все отклонения плановой цены от фактической будут учтены в следующем периоде.

Система договоров на конкурентных розничных рынках. Потребитель свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе отказать потребителю в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем определенного поставщика.

Если потребитель желает, он может заключить договор энергоснабжения, по которому гарантирующий поставщик (сбытовая компания) сами будут регулировать отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

Договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным. Его существенные условия, порядок заключения и исполнения определяются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Потребитель и поставщик не вправе расторгнуть договор купли-продажи, договор поставки электрической энергии до момента надлежащего уведомления сетевой организации о своем намерении расторгнуть договор.


Обновлено 31.08.2013 11:08  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Основное меню

Авторизация


© 2016 Электротехнический портал. Все права защищены.

Яндекс.Метрика