В настоящее время в период развития рыночных отношений основополагающими нормативными документами стали законодательные и правовые акты на федеральном и региональном уровнях.
Эти государственные акты, как и принято, подкреплены подзаконными нормативно-правовыми документами.
Все ведомственные нормативно-технические документы в энергетике, такие, например, как Правила пользования электрической и тепловой энергией, Инструкция о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию и ряд других документов, вступившие в противоречие с законодательными и правовыми актами, были отменены.
В связи с этим проблемы повышения уровня организации и управления электрохозяйства, взаимоотношений с энергоснабжающими организациями, органами энергетического надзора и другие вопросы стало необходимым решать только в рамках действующего законодательства.
Одним из основополагающих законодательных документов стал Гражданский Кодекс Российской Федерации [1] (ч. 2, § 6 «Энергосбережение»), который предполагает рассмотрение вопросов поставки и потребления электрической энергии на договорных началах между заинтересованными сторонами: потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями.
В дополнение к статьям ГК РФ, касающимся договоров энергоснабжения, действуют следующие законодательные и правовые акты:
- к ст. 544 «Оплата энергии» - «Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» (утвержден постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294);
- к ст. 546 «Изменение и расторжение договора энергоснабжения» - «Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданых им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.01.98 № 1);
- «Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым подлежат гарантированной оплате за счет средств федерального бюджета и которым не подлежат прекращению или ограничению им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении» (утвержден постановлением Правительства РФ от 17.06.98 № 601);
- «Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения» (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.06.99 № 664).
Анализ перечисленных законодательных и правовых актов показывает, что проблемные аспекты в современной электроэнергетике приняли одновременно правовую (формализованную), финансовую и техническую направленности.
Применение же условий, которые ранее оговаривались, например, Правилами пользования электрической и тепловой энергией на основании ст. 5 ГК РФ возможно лишь в части, не противоречащей законодательству, как обычай делового оборота, если сторонами в договоре не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 1 этой статьи ГК РФ, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 той же статьи).
Решение задач в области электроэнергетики, в частности, задач, отмеченных на рис. 3, должно базироваться на законодательной и правовой основе.
Перечислим и поясним некоторые из них.
- Вопросы энергосбережения (см. пп. 5, 6, 8 на рис. 3) отражены в одном из главных разделов Федеральной целевой программы (ФЦП) «Энергосбережение России 1998 - 2005 гг.», в программе ФЦП «Энергоэффективная экономика», которая утверждена постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 83-р, а также в Федеральном законе «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 23-ФЗ.
- Вопросы энергосбережения затрагивают не только коммерческие и потребительские организации, но и решаются на уровне государственных органов, что диктуется сложившейся в стране ситуацией в части решения проблемы эффективного использования энергоресурсов.
Общий контроль за реализацией политики энергосбережения постановлением Правительства РФ возложен на государственный энергетический надзор.
- Вопросы, связанные с договорами энергоснабжения и взаимоотношением между потребителями энергии и энергоснабжающими организациями (см. пп. 14, 15 на рис. 3), изложены в ГК РФ ч. 2 § 6 «Энергосбережение», а также в постановлении Правительства РФ от 04.02.97 № 121 «Об основах ценообразования и порядке применения тарифов на электрическую и тепловую энергию».
- Вопросы упорядочения тарифов на электроэнергию постоянно находятся в центре внимания на самом высоком уровне и периодически отражаются в соответствующих указах и постановлениях, например, в Указе Президента РФ от 25 июля 1998 г. № 889 «О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию».
- Вопросы охраны труда и техники безопасности, обеспечения охраны окружающей среды (см. пп. 2, 3, 10 на рис. 3) отражены в Уголовном Кодексе Российской Федерации (например, в ст. 238) и касаются именно тех случаев, когда речь идет о потребителях.
Особый интерес в этом плане представляет собой Федеральный закон от 27.05.98 № 77-ФЗ о дополнении Уголовного Кодекса РФ статьей 215 «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии от других источников жизнеобеспечения».
В двух пунктах этого дополнения говорится:
1. Незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенное должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 мес., либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» регулирует отношения в области защиты упомянутых лиц при проведении мероприятий по государственному контролю, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасность жизни и здоровья. Настоящий закон регулирует также отношения и при проведении государственного энергетического надзора (контроля). На основании этого закона составлена Инструкция Госэнергонадзора по проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии.
Федеральный закон о техническом регулировании, принятый Государственной Думой 15 декабря 2002 г., регулирует отношения, возникающие при:
- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации;
- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- оценке соответствия.
Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим законом отношений.
Деятельность органов государственного энергетического надзора регламентируется в постановлении Правительства РФ от 12.08.98 № 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации», в котором Госэнергонадзор представлен как единая система государственного надзора (на базе действовавших ранее в топливно-энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций и инспекций), входящая в Минэнерго РФ.
Правительством определено, что целью деятельности Госэнергонадзора является обеспечение эффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасность эксплуатации энергетических установок.
Имеется еще целый ряд законодательных и правовых актов, в той или иной мере затрагивающих деятельность энергослужб предприятий (организаций). К таким документам следует, например, отнести правовые и инструктивные материалы в области лицензирования, сертификации электрооборудования и электрической энергии, ревизии средств учета электрической энергии и маркировки их специальными знаками визуального контроля и др.
Можно привести немало примеров, когда распределительные сетевые компании умышленно с коммерческой целью или неумышленно, не владея в достаточной степени законодательными и правовыми актами, включают в договор энергоснабжения штрафные санкции ко второй стороне - участнику договора (потребителю электрической энергии) вплоть до прекращения или ограничения подачи электроэнергии, например, за недобор или перебор договорного значения присоединенной мощности.
В этом плане следует согласиться с мнением известных специалистов в данной области, например с Ю.С. Железко [8], о том, что штрафные санкции по существующему законодательству можно вводить лишь посредством закона, - они не могут быть введены даже Постановлением правительства, а тем более другими органами.
Все сказанное свидетельствует о том, что с руководителями и специалистами энергослужб предприятий (организаций), особенно с ответственными за электрохозяйство и их заместителями, необходимо проводить семинары по изучению действующего законодательства и правовых актов в области электроэнергетики, а заключение договоров энергоснабжения и контроль за их исполнением должны осуществляться с участием ответственного за электрохозяйство и постоянно находиться в сфере его внимания.
До каждого руководителя и специалиста энергослужб должны быть доведены основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 г., утвержденной Правительством РФ 28 августа 2003 г., где в разд. 6.5 «Электроэнергетика» отражены в перспективе стратегические цели развития отечественной электроэнергетики.
На книжной полке руководителя энергослужбы (ответственного за электрохозяйство) в обязательном порядке, наряду с нормативно-технической, производственной и справочной литературой, должны находиться законодательные и правовые документы, а также литература экономического содержания.
Необходимость в правовых и экономических знаниях в условиях рыночных взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями электрической энергии, их знание и умение ими владеть, позволит качественно и успешно решать проблемы организации управления электроэнергетическим хозяйством.
Глава 2. Комплексная система управления электрохозяйством.< Предыдущая | Следующая >Глава 4. Нормативно-техническая документация в электроустановках |
---|