Электроэнергетика - важнейшая фундаментальная отрасль, обеспечивающая нормальную деятельность всех других отраслей экономики, функционирование социальных структур и необходимые условия жизни населения.
Ни одно предприятие, будь то маленькая фабрика или крупный промышленный комплекс, не смогут выполнять свои технологические функции и быть работоспособными без бесперебойного и качественного электроснабжения, надлежащих санитарно-гигиенических условий и обеспечения охраны труда. Поэтому электроэнергетическая служба предприятия (организации) должна быть укомплектована необходимым количеством специалистов, способных профессионально решать эти важные и многофункциональные задачи.
Нельзя согласиться с мнением тех руководителей и специалистов, которые недооценивают электроэнергетическое хозяйство своих предприятий (организаций) и считают его вспомогательным производством, допуская недокомплектацию штатной численности персонала энергослужбы, иногда вплоть до ликвидации должности главного энергетика, а также уделяют недостаточно внимания организации обучения, переподготовки и проверки как профессиональных знаний, так и норм и правил работы в электроустановках.
Особенную остроту эта проблема приобрела в эпоху коммерческой перестройки, в основном из-за резкого усложнения организации и управления электрохозяйством предприятий.
Крупные и средние предприятия с хорошо налаженной структурой энергослужбы стали дробиться на более мелкие акционерные общества (ЗАО, ОАО, ООО), переходя на коммерческую основу и сокращая штат вспомогательных служб. Основное влияние на коммерческую деятельность таких акционерных обществ, как правило, стали оказывать бухгалтеры и юристы.
Немало таких коммерческих организаций функционируют без работника, ответственного за электрохозяйство, способного и обязанного организовать на должном уровне надежную, экономичную и безопасную работу и обслуживание электроустановок. Ощущается нехватка специалистов по охране труда, контролирующих электроустановки и имеющих группу IV по электробезопасности.
В случаях если небольшие по присоединенной мощности организации не занимаются производственной деятельностью, вместо работника, ответственного за электрохозяйство, в соответствии с требованиями действующих норм и правил должны быть работники, ответственные за безопасную эксплуатацию электроустановок, в лице руководителей предприятий (организаций), которые, к сожалению, не являются специалистами-энергетиками со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Единые ранее нормы и правила Госэнергонадзора стали разделяться на отдельные издания, что, например, произошло с ПТЭ и ПТБ при эксплуатации электроустановок. Это привело к усложнению усвоения этих правил, а также к разночтению в терминах и определениях.
До 90-х годов в стране функционировала самая мощная в мире уникальная централизованно управляемая Единая энергетическая система, работающая параллельно с энергосистемами стран-членов СЭВ.
После перестройки в стране коренным образом изменилась структура управления электроэнергетикой. Начали создаваться самостоятельные энергетические коммерческие структуры.
Действовавшие ранее единые Правила пользования электрической и тепловой энергией и другие нормативные документы (например, Инструкция о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию) вошли в противоречие с законодательными и правовыми актами и были отменены приказами Министерства энергетики РФ.
Изменились и продолжают реорганизовываться структуры государственного энергетического надзора, коммерческие структуры Энергосбыта и распределительных сетевых компаний энергоснабжающих организаций, что систематически приводит к пересмотру инструктивных материалов по вопросам оформления и перезаключения договоров энергоснабжения, допуска электроустановок в эксплуатацию и др.
Одним из основных документов, определяющих и регулирующих договорные взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями, стал договор энергоснабжения, базой для которого явился Гражданский кодекс Российской Федерации.
Поскольку до сих пор отсутствует единая форма типового договора энергоснабжения, то при его заключении или переоформлении с обеих сторон (обычно со стороны энергоснабжающей организации) в текст договора включаются неравнозначные и не совсем благоприятные для другой стороны условия.
Как правило, вторая сторона - потребитель электрической энергии, при отсутствии в штате ответственного за электрохозяйство, не зная в полной мере требований действующих норм и правил в электроустановках и не владея в достаточной степени экономическими и правовыми знаниями в области энергетики, подписывает такой договор, не подозревая о возможных штрафных санкциях и ограничениях в подаче электроэнергии со стороны энергоснабжающей организации.
Несмотря на то, что некоторые такие санкции могут являться не вполне законными, они после подписания договора обеими сторонами становятся юридически правомочными, поскольку в соответствии со ст. 421 п. 2 ГК РФ «Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или другими правовыми актами».
Данное обстоятельство усложняется еще и тем фактом, что договор энергоснабжения заключается между потребителем электрической энергии (абонентом Энергосбыта) и Энергосбытом, а указания и рекомендации по его оформлению даются третьей стороной - Госэнергонадзором, и утверждаются Министерством энергетики РФ.
Например, первым заместителем Министра энергетики РФ утверждены «Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями», автором-разработчиком которых является Госэнергонадзор Минэнерго России [2].
Это является одной из причин возникновения указанных выше ситуаций со штрафными санкциями и ограничениями в подаче электроэнергии, что приводит к росту числа споров по данной проблеме в арбитражных судах.
В этих условия еще большую актуальность приобретают вопросы управления электрохозяйством предприятий (организаций).
- В главе 1 рассмотрены структура и система организации электрохозяйства предприятий (организаций, фирм) в свете требований действующих норм и правил работы в электроустановках.
- Глава 2 посвящена анализу комплексной системы управления электрохозяйством предприятия, в которой приведены обязанности и правомочные функции ответственного за электрохозяйство.
- В главе 3 дан анализ и рассмотрены сферы применения действующих законодательных и правовых актов в области электроэнергетики. Показана необходимость изучения и усвоения этих актов руководителями и специалистами энергослужб предприятий (организаций) и целесообразность контроля с их стороны за правильным оформлением и соблюдением договоров энергоснабжения.
- В главе 4 обобщен и систематизирован перечень необходимой нормативно-технической документации в электроустановках. Рассмотрены вопросы их разработки, утверждения и порядок хранения.
- Глава 5 отражает важные вопросы организации обучения и проверки знаний по нормам и правилам работы в электроустановках; показано, как решаются эти вопросы в современных условиях коммерческих взаимоотношений.
- Глава 6 раскрывает систему организации и проведения государственного, ведомственного и коммерческого контроля за рациональной и безопасной эксплуатацией электроустановок, своевременной и полной оплатой за потребляемую электроэнергию, за соблюдением установленной нормами и правилами нормативно-технической и коммерческой отчетности.
- В главе 7 показана специфика работы специалистов по охране труда, которые не состоят в штате энергослужб предприятий, но осуществляют контроль за безопасным обслуживанием электроустановок.
- Глава 8 посвящена важной и труднорешаемой проблеме по совершенствованию взаимоотношений потребителей электрической энергии с энергоснабжающими организациями, которые в период коренной реструктуризации электроэнергетики все более стали приобретать коммерческий характер. В этой же главе даны рекомендации по оптимизации режимов работы компенсирующих устройств с целью обеспечения благоприятных процессов потребления и генерации реактивной мощности и (или) энергии.
- В главе 9 изложен порядок оформления и заключения договоров энергоснабжения с указанием процедуры получения технических условий и разрешения на присоединение мощности, составления акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, допуска электроустановок в эксплуатацию и получения разрешения Госэнергонадзора на их подключение к сети энергоснабжающей организации.
- В главе 10 систематизированы термины и определения электроэнергетики путем разделения их на отдельные группы: стандартизированные, включенные в государственные и международные стандарты; не стандартизированные, но применяемые в нормах и правилах работы в электроустановках на основе законодательных и правовых актов; отражающие экономические понятия, применяемые в электроэнергетике.
- Главы 11 и 12 посвящены экономическим вопросам оценки безотказности работы приводных электродвигателей на примере самого массового их вида в промышленности - асинхронных двигателей; разработана расчетная модель ущерба при отказах электродвигателей (гл. 11) и определены оптимальные уровни безотказности их работы (гл. 12).
- В главе 13 отражены вопросы устойчивости работы электроприемников при компенсации реактивной мощности, которые тесно связаны с эксплуатационной надежностью этих электроприемников и во многом зависят от показателей качества потребляемой электроэнергии (ГОСТ 13109-97).
- В главе 14 изложены основные принципы расчетного учета электрической энергии, в том числе отражены требования действующих Правил учета электрической энергии, рассмотрены расчетные приборы учета и контроля электроэнергии.
Принятые сокращения
По нормам и правилам работы
НТД - нормативно-техническая документация
МПБЭЭ - Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок
ПЭЭП - Правила эксплуатации электроустановок потребителей
ПТЭЭП - Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей
ПУЭ - Правила устройства электроустановок
ППИСЗ - Правила применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках
ППБ - Правила пожарной безопасности
СНиП - Строительные нормы и правила
СТ МЭК - Стандарт Международной электротехнической комиссии
ССБТ - Система стандартов безопасности труда
Организации, службы и категория работников
ФГУ - федеральное государственное учреждение
СПиПР - служба присоединения и перспективного развития
МКС - Московская кабельная сеть
РРС - районная распределительная сеть
МИЭЭ - Московский институт энергобезопасности и энергосбережения
ДЕЗ - дирекция единого заказчика
ОТ - охрана труда
ПБ - пожарная безопасность
СМО - строительно-монтажная организация
КИПиА - контрольно-измерительные приборы и автоматика
ПО - производственное объединение
ИТР - инженерно-технические работники
ТО - техническое обслуживание
ППР - планово-предупредительный ремонт
Электроустановки и вид энергии (мощности)
ЭУ - электроустановка
ЭЭ - электрическая энергия
РМ - реактивная мощность
XX - холостой ход
КЗ - короткое замыкание
ЭДС - электродвижущая сила
КПД - коэффициент полезного действия
ЭО - электрооборудование
ИБП - источник бесперебойного питания
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина
УЗО - устройство защитного отключения
УПТ - устройство переключения тарифов
АСУ(Э) - автоматизированная система управления (энергохозяйством)
АСКУЭ - автоматизированная система контроля и учета электропотребления
РЗ - релейная защита
РЗА - релейная защита и автоматика
РЗАиТ - релейная защита, автоматика и телемеханика
ЛЭП - линия электропередачи
ВЛ - воздушная линия
КЛ - кабельная линия
КУ - конденсаторная установка
АД - асинхронный двигатель
СД - синхронный двигатель
СК - синхронный компенсатор
СЭТ - счетчик электронный тарифный
ТТ - трансформатор тока
ТН - трансформатор напряжения
Г - генераторные зажимы (счетчика)
Н - зажимы нагрузки (счетчика)
СЗ - средства защиты
ТП - трансформаторная подстанция
РП - распределительный пункт
Следующая >Глава 1. Структура и система организации электрохозяйства |
---|