После ремонта производится обкатка машин и приемосдаточные испытания по нормам, приведенным в ПЭЭП. Заключение о пригодности к эксплуатации дается не только на основании сравнения результатов испытания с нормами, но и по совокупности результатов всех проведенных испытаний и осмотров. Значения полученных при испытаниях параметров должны быть сопоставлены с исходными данными, а также с результатами предыдущих испытаний электрической машины.
Под исходными данными понимаются значения, указанные в паспорте машины, и протоколах испытаний завода-изготовителя, в стандартах и технических условиях. При отсутствии исходных данных в качестве таковых могут быть приняты значения параметров, полученные при приемосдаточных испытаниях пли испытаниях по окончании восстановительного ремонта электрической машины.
После истечения гарантийного срока эксплуатации по специальной программе испытывают также электрические машины иностранных фирм.
Программой испытаний двигателей переменного тока после капитального ремонта предусмотрены следующие операции:
- испытание стали статора двигателей с обмотками из прямоугольного провода (удельные потери — не более 5 Вт/кг, наибольший перегрев зубцов при Вz = 1 Тл не должен превышать 45°С, наибольшая разность перегрева различных зубцов при той же индукции — не более 30°С);
- измерение сопротивления изоляции обмоток статора, ротора, термоиндикаторов с соединенными проводами (если они имеются в данной машине) и подшипников;
- испытание обмоток статора и ротора при собранном двигателе повышенным напряжением промышленной частоты в течение 1 мин. Значения испытательных напряжений обмоток в процессе их изготовления и после сборки машины приведены в табл. 4...6. Результаты испытаний считаются положительными, если не наблюдалось скользящих разрядов, толчков тока утечки или нарастания его установившегося значения, пробоев или перекрытий и если сопротивление изоляции, измеренное мегомметром после испытаний, осталось прежним;
- измерение сопротивлений обмоток статора и ротора постоянному току (проводится для двигателей мощностью 300 кВт и более или для двигателей с Uн>3 кВ), а также реостатов и пускорегулирующих резисторов. Отклонения сопротивления обмоток от паспортных данных и по фазам должно быть не более ±2 %, для реостатов — не более ±10%;
- измерение воздушного зазора (если позволяет конструкция) в четырех сдвинутых на 90° точках (измеренные зазоры не должны отключаться от среднего более чем на 10 %) и зазоров в подшипниках скольжения (допустимые значения зазоров приведены в табл. 7. Если зазор больше допустимого, необходимо перезалить вкладыш подшипника;
- испытание витковой изоляции обмоток из прямоугольного провода импульсным напряжением высокой частоты в течение 5...10 с. Значения испытательных напряжений приведены в табл. 8;
- проверка работы двигателя на холостом ходу (для двигателей мощностью 100 кВт и более и напряжением 3 кВ и выше). Ток холостого хода не должен отличаться более чем на 10 % от указанного II каталоге при продолжительности испытания 1 ч;
- измерение вибрации подшипников для двигателей напряжением 3 кВ и выше и двигателей ответственных механизмов. Максимально допустимая амплитуда вибрации составляет 50, 100, 130 и 160 мкм для двигателей с частотой вращения соответственно 3000, 1500. 1000 и 750 об/мин и менее;
- измерение разбега ротора в осевом направлении проводится для двигателей с подшипниками скольжения, двигателей ответственных механизмов и при выемке ротора в ходе ремонта (допустимый разбег — не более 4 мм);
- проверка работы двигателя под нагрузкой для двигателей напряжением свыше 1 кВ или мощностью 300 кВт и более (величина нагрузки не менее 50% от номинальной);
- гидравлическое испытание воздухоохладителя (проводится в течение 5...10 мин при избыточном давлении 0,2...0,25 МПа);
- проверка исправности стержней короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных электродвигателей мощностью 100 кВт и более (все стержни должны быть целыми);
- проверка срабатывания защиты машин напряжением до 1000 В при питании от сети с заземленной нейтралью (проводится у машин с Uн > 42 В, работающих в опасных и особо опасных условиях, а также у всех машин с Uн > 380 В).
Программой испытаний машин постоянного тока после капитального ремонта предусмотрены следующие операции:
- измерение сопротивления изоляции обмоток и бандажей;
- испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты в течение 1 мин (значения испытательных напряжений приведены в табл. 9). Эти испытания не проводятся для машин мощностью до 200 кВт с напряжением до 440 В;
- измерение сопротивления обмоток, реостатов и пускорегулирующих резисторов постоянному току в практически холодном состоянии. Значения сопротивлений обмоток возбуждения не должны отличаться от заводских значений более чем на 2 %, обмотки якоря – 10 %. В цепях реостатов и пускорегулирующих резисторов не должно быть обрыва цепей;
- снятие характеристик холостого хода и испытание витковой изоляции. Характеристика холостого хода снимается у генераторов (максимальное напряжение – 1,3 номинального; отклонение характеристики от заводской не нормируется). Продолжительность испытания витковой изоляции составляет 5 мин, а среднее напряжение между соседними коллекторными пластинами, если 2р > 4, не должно превышать 24 В.
Нормы испытаний электрических машин после ремонта (по ПЭЭП)
1. Всыпные обмотки статора
Таблица 4
Испытуемый элемент двигателя переменного тока с Uн≤0,66 кВ |
Испытательное напряжение, кВ в зависимости от мощности Pн, кВт |
|
0,2…10 |
10,1…1000 |
|
Обмотки после укладки в пазы до пайки межкатушечных соединений |
2,5 |
3,0 |
Обмотки после пайки и изолировки межкатушечных соединений |
2,3 |
2,7 |
Обмотки после пропитки и запрессовки обмотанного сердечника |
2,2 |
2,5 |
Главная изоляция обмотки собранного двигателя переменного тока |
2Uн+1,0, но не менее 1,5 |
2. Обмотки статора из прямоугольного провода
Таблица 5
|
Испытательное напряжение для |
|||||||
Испытуемый элемент |
электродвигателей на номинальное напряжение, кВ |
|||||||
обмотки двигателей |
до 1000 кВт |
свыше 1000 кВт |
||||||
|
до 0,66 |
2 |
3 |
6 |
10 |
3 |
6 |
10 |
Отдельная катушка |
4,5 |
11,0 |
13,5 |
21,1 |
31,5 |
13,5 |
23,5 |
34,0 |
(стержень) перед укладкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обмотка после укладки |
3,5 |
9,0 |
11,5 |
18,5 |
29,0 |
11,5 |
20,5 |
30,0 |
в пазы до пайки между- |
|
|
|
|
|
|
|
|
катушечных соединений |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обмотки после пайки |
3,0 |
6,5 |
9,0 |
15,8 |
25,0 |
9,0 |
18.5 |
27,0 |
и изолировки соединений |
|
|
|
|
|
|
|
|
Главная изоляция обмотки собранной машины |
2Uн+1 |
5,0 |
7,0 |
13,0 |
21,0 |
7,0 |
15.0 |
23.0 |
но не |
|
|
|
|
|
|
|
|
<1,5кВ |
|
|
|
|
|
|
|
3. Обмотки ротора
Таблица 6
Испытуемый элемент ротора асинхронных двигателей |
Испытательное напряжение, кВ |
|
1. Полная замена обмотки |
||
Отдельные стержни до укладки в пазы Стержни после укладки в пазы, но до соединения Обмотка после соединения, пайки и бандажировки Контактные кольца до соединения с обмоткой |
2U*рот+3,0 2U*рот+2,0 2U*рот+1,0 2U*рот+2,2 |
|
2. Частичная замена обмотки |
||
Оставшаяся часть обмотки после выемки заменяемых катушек, секций или стержней |
2U*рот (но не менее 1,2 кВ) |
|
Вся обмотка после присоединения новых катушек, секций или стержней |
2U*рот (но не менее 1,0 кВ) |
* 2U*рот - напряжение на кольцах неподвижного ротора с разомкнутой обмоткой при номинальном напряжении на статоре.
4. Допустимые значения воздушного зазора
Таблица 7
Номинальный диаметр вала, мм |
Зазор, мкм. при частоте вращения, об/мин |
||
до 1000 |
1000... 1500 |
более 1500 |
|
18. ..30 |
40 ...93 |
60... 130 |
140 ...280 |
31. ..50 |
50... 112 |
75... 160 |
170. ..340 |
51 ...80 |
65... 135 |
95... 195 |
200 ...400 |
81 ... 120 |
80... 160 |
120. ..235 |
230 ...460 |
121 ... 180 |
100... 195 |
150. ..285 |
260 ...530 |
181 ...260 |
120 ...225 |
180. ..300 |
300 ...600 |
261 ...360 |
140 ...250 |
210. ..380 |
340 ...680 |
361 ...600 |
170 ...305 |
250. ..440 |
380 ...760 |
5. Импульсное испытательное напряжение витковой изоляции обмоток статора двигателей переменного тока
Таблица 8
Тип изоляции витков
|
Амплитуда напряжения, В/виток |
|
до укладки секций в пазы |
после укладки и бандажировки |
|
Провод ПВО |
210 |
180 |
Провода ПБД, ПДА, ПСД |
420 |
360 |
Провод ПБД с однослойной изоляцией из бумажной ленты |
700 |
600 |
Провода ПБД и ПДА с изоляцией слоем микаленты через виток |
700 |
600 |
То же, с прокладками миканита в пазовой части между витками |
1000 |
850 |
Провод с однослойной изоляцией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста |
1100 |
950 |
Провод ПБД с однослойной изоляцией шелковой лакотканью толщиной 0,1 мм вполнахлеста |
1400 |
1200 |
Провода ПБД и ПДА с однослойной изоляцией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста или 1/3 нахлеста |
1400 |
1200 |
Провод ПБД или ПДА с однослойной изоляцией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста и сверху слоем хлопчатобумажной ленты впритык |
2100
|
1800
|
Провод ПДА, изолированный двумя слоями микаленты толщиной 0,13 мм вполнахлеста |
2800 |
2400 |
6. Испытательное напряжение промышленной частоты для изоляции машин постоянного тока мощностью более 3 кВт
Таблица 9
Испытуемый элемент |
Испытательное напряжение, кВ |
Обмотки машин постоянного тока: на номинальное напряжение до 100 В |
1,6UH+0.8 |
на номинальное напряжение более 100 В и мощностью до 1000 кВт |
1,6UH+0.8 (но не менее 1,2) |
на номинальное напряжение более 100 В и мощностью более 1000 кВт |
1,6UH+0.8 |
Обмотки возбудителей синхронных генераторов |
8UH(но не менее 1,2 и не более 2,8) |
Обмотки возбудителей синхронных двигателей и компенсаторов |
8UH(но не менее 1,2) |
Бандажи якоря |
1,0 |
Реостаты и пускорегулирующие резисторы (допускается испытание совместно с изоляцией цепей возбуждения) |
1,0 |
Испытания трансформаторов после капитального ремонта
После завершения ремонтных работ трансформатор подвергается испытаниям в целях проверки качества и отсутствия дефектов, а также проверки характеристик трансформатора на соответствие требованиям стандартов, технических условий или других регламентирующих документов. Программа испытаний после капитального ремонта с разборкой активной части трансформатора в соответствии с ПЭЭП содержит 19 пунктов, в том числе: определение условий включения; измерение сопротивления изоляции (R60''и R60''/R15''); измерение тангенса угла диэлектрических потерь; определение емкостных характеристик (ΔC/C и C2/C50); испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты; измерение сопротивления обмоток постоянному току; проверка коэффициента трансформации и группы соединения обмоток; измерение тока и потерь холостого хода; проверка работы переключающего устройства; проверка работы устройства переключения ответвлений; испытания бака на прочность; проверка устройств охлаждения и состояния индикаторного силикагеля; испытание трансформаторного масла из трансформатора; испытание включением толчком на номинальное напряжение; испытание вводов и встроенных трансформаторов тока.
При измерении электрического сопротивления обмоток постоянному току различие сопротивлений на одноименных ответвлениях разных фаз не должно превышать 2 %. Проверка работы переключающего устройства проводится согласно инструкции завода-изготовителя.
Трансформаторное масло подвергают испытанию на электрическую прочность (на пробой), на диэлектрические потери (tgδ) и на химический анализ. Для эксплуатационного масла должен быть не более 7% при 70°С (для свежего сухого масла tgδ<1,5...2,5%). Химический анализ масла заключается в определении содержания механических примесей, кислотного числа и содержания водорастворимых кислот и щелочей.
Температура вспышки паров масла может снижаться не более чем на 5°С от первоначальной (135°С). Масло трансформаторов с азотной или пленочной защитой проверяют на влаго- и газосодержание, которые должны соответствовать заводским нормам.
Испытание электрической прочности изоляции включает: определение пробивного напряжения масла или другого жидкого диэлектрика, которым заполнен трансформатор; испытание изоляции обмоток напряжением 35 кВ и ниже вместе с вводами повышенным напряжением промышленной частоты, приложенным от внешнего источника (в течение 1 мин); испытание изоляции доступных для испытания стяжных шпилек, прессующих колец и ярмовых балок напряжением 1 кВ промышленной частоты (в течение 1 мин).
Испытательные напряжения превышают номинальные и зависят от условий эксплуатации. Трансформаторы, предназначенные для эксплуатации в электроустановках, подвергающихся воздействию грозовых перенапряжений при обычных мерах грозозащиты, испытывают по нормам для нормальной изоляции, а трансформаторы, предназначенные для эксплуатации в электроустановках, не подверженных воздействию грозовых перенапряжений, или при специальных мерах грозозащиты — по нормам для облегченной изоляции. Изоляция трансформатора до проведения испытаний подвергается обработке в соответствии с установленным технологическим процессом.
При испытании изоляции напряжением промышленной частоты, приложенным от внешнего источника, проверяется электрическая прочность главной изоляции (каждой обмотки по отношению к другим обмоткам, включая отводы и выводы, а также по отношению к баку и другим заземленным частям трансформатора).
Изоляцию каждой обмотки испытывают поочередно. При этом испытательное напряжение прикладывается между испытываемой обмоткой, замкнутой накоротко, и заземленным баком. Остальные вводы других обмоток соединяют между собой и заземляют вместе с баком и магнитной системой. Напряжение к первичной обмотке повышающего трансформатора подводят от генератора переменного тока с регулируемым возбуждением или от регулировочного автотрансформатора. Испытательное напряжение поднимают плавно и выдерживают в течение 1 мин. Возрастание силы тока и снижение напряжения, фиксируемое приборами, обычно указывают на наличие дефекта в изоляции испытательного трансформатора. Повреждение в трансформаторе также проявляется в виде потрескивания и разрядов.
Трансформатор считают выдержавшим испытания, если в процессе испытания не наблюдалось полного разряда (по звуку), разряда на защитном шаровом промежутке, выделения газа и дыма или изменения показания приборов. Если при испытании отмечены разряды в баке, сопровождающиеся изменением режима в испытательной установке или появлением дыма, активная часть подлежит осмотру, а при необходимости — разборке для выяснения и устранения причины разрядов или пробоя.
Продольная изоляция обмотки (изоляция между витками, катушками, слоями, фазами) испытывается повышенным напряжением, индуктированным в самом трансформаторе. Испытания проводят путем приложения к одной из обмоток двойного номинального напряжения этой обмотки при повышенной частоте (но не более 400 Гц). Повышение частоты необходимо во избежание чрезмерного увеличения индукции и намагничивающего тока. Испытания проводят по схеме опыта холостого хода напряжением частоты не менее 2fном и продолжительностью 1 мин (при более высоких частотах продолжительность испытания уменьшается, но не должна быть менее 15 с).
Основным дефектом, который выявляется при таком испытании, является замыкание между витками или слоями обмотки, а также между отводами. Если имеются признаки дефекта, то важно до разборки трансформатора измерениями токов и напряжений по фазам установить дефектную фазу. Затем эта фаза подвергается тщательному осмотру. Дефектное место обмотки можно определить индукционным методом или измерением электрического сопротивления.
Индукционный метод нахождения короткозамкнутого витка основан на наличии электромагнитного поля вокруг короткозамкнутого витка, созданного в нем индуктированным током короткого замыкания. Поле вокруг остальных витков отсутствует. Наличие и положение короткозамкнутого витка обнаруживают особой катушкой, называемой искателем, к которой подключен чувствительный прибор. Измерительный аппарат состоит из искателя и указателя. Искатель представляет собой многовитковую катушку, насаженную на магнитопровод, состоящий из нескольких пластин электротехнической стали, и присоединенного к ней указательного. Напряжение в проверяемой обмотке индуктируется «питателем», который выполняется аналогично представленному на рис. 2 искателю, или представляет собой длинный стержень с намотанными по всей длине витками. Обмотка питателя подключается к сети напряжением 36, 127 или 220 В. Если проверяемая обмотка насажена на стержень магнитной системы, возбуждение осуществляется обычным путем (при подаче небольшого напряжения безопасного для персонала). Перемещая искатель сначала вдоль обмотки, а затем в радиальном направлении, устанавливают место замыкания по наибольшему показанию прибора.
Оценка состояния изоляции производится на основании указанного комплекса испытаний.
Измерение сопротивления изоляции обмоток производится при температуре не ниже 10°С мегомметром класса 1000 В в трансформаторах класса напряжения до 35 кВ и мощностью до 16 мВ∙А и класса 2500 В с пределами измерения 0...10000 МОм — во всех остальных случаях. При этом за температуру изоляции в масляных трансформаторах принимают температуру масла в верхних слоях, в сухих — температуру окружающего воздуха.
Программа типовых и приемо-сдаточных испытаний трехфазных трансформаторов по ГОСТ 11677-85< Предыдущая | Следующая >Измерение сопротивлений обмоток постоянному току в холодном состоянии |
---|