Электротехнический-портал.рф

...для студентов ВУЗов электротехнических специальностей и инженеров

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

8.1. Развитие науки управления и современный менеджмент

E-mail Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

История управленческой мысли насчитывает уже несколько тысячелетий — ее истоки относят к IV тысячелетию до н.э. Однако более или менее систематизироваться и теоретизироваться менеджмент начал лишь в начале ХХ в., когда в 1911 г. Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», после выхода которой управление было признано наукой и самостоятельной областью исследования.

В ХХ в. получили развитие четыре основные школы управленческой мысли: школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений и количественная школа. Они внесли большой вклад в развитие теории менеджмента. Можно считать, что современные теории менеджмента во многом являются обобщением теорий, разработанных в рамках указанных школ.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф. Тейлора, Ф. и Л. Гилбрет. С использованием наблюдения, измерений, логики, анализа и мотивации они старались усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Ф. Тейлор считал, что главная проблема низкой производительности труда заключается в несовершенной системе стимулирования. Он предложил использовать систему материальных стимулов, главный из которых  награда, следующая немедленно за выполнением работы. Награда в представлении Ф. Тейлора сводилась не только к денежным выплатам, но и к таким способам стимулирования, как организации столовых, детских садов, вечерних курсов и т.д. Ф.Тейлор считал, что производственный процесс, любой труд можно структурировать и измерить. В разработку этих идей большой вклад внесли супруги Гилберты. При помощи изобретенного Ф. Гилбертом микрохронометра и кинокамеры они изучали движения при производстве различных видов работ и определяли их наиболее эффективные комбинации.

Административное управление связывают с именем управляющего угольной шахты А. Файоля. В своей основной книге «Промышленное и общее администрирование» А. Файоль изложил основные принципы административного управления: разделения труда, единоначалия, централизации, иерархичности, корпоративного духа и другие.

Еще одним значительным представителем административной школы управления был М. Вебер, разработавший концепцию бюрократии. Бюрократия в понимании М. Вебера — это профессионализм в сфере управления. Бюрократия в условиях разделения труда, централизации принятия решений и иерархической организации компании может обеспечить огромную эффективность за счет максимальной рациональности, точности, дисциплины. В то же время М. Вебер признавал, что рано или поздно в связи с усложнением процесса принятия решений бюрократия может выйти из-под контроля.

Школа человеческих отношений (поведенческая школа) опиралась на изучение взаимодействия людей в малых контактных группах. Её основные представители (М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг и др.) считали, что даже хорошая организация и стимулирование труда не всегда ведут к росту его производительности и повышению качества продукции. Они показали важность и методы учета социальных и психологических факторов, характер и особенности взаимодействия между работниками по горизонтали и по вертикали управления, их мотивации. Этой школе принадлежит определение менеджмента как «выполнения работы с помощью других людей».

Во второй половине двадцатого века наука управления существенно обогатилась за счет использования математических методов и вычислительной техники. Возможности сбора и обработки огромных массивов экономической информации, переход от вербального к формализованному описанию производственных задач, появление методов и моделей оптимизации хозяйственных решений позволили выстраивать такие процессы управления, которые обеспечивают достижение заданных целей с минимальными затратами. Выдающийся вклад в становление и развитие количественной школы управления внесла отечественная наука в лице таких её представителей, как Л.В. Канторович, В.С. Немчинов, Г.В. Новожилов и др.

Наряду с развитием общей теории управления во второй половине ХХ – начале ХХI века особое внимании в науке и на практике уделяется её функциональным разделам – управлению издержками, качеством, маркетингу, бизнес-планированию, финансовому менеджменту, управлению персоналом.

В современной практике управления компаниями наибольшее распространение получили подходы, базирующиеся на теории конкурентной стратегии М. Портера и методологии системы сбалансированных показателей Р. Каплана и Д. Нортона.

Нарастание конкуренции в 70-х гг. ХХ в. сделало недостаточным просто регулярное повышение производительности труда и снижение издержек. М. Портер предложил каждой фирме разработать свою стратегию, отличающую ее от других фирм. Такая стратегия может базироваться на одной из трех альтернатив: лидерство по издержкам (и соответственно, ценам); лидерство по ассортименту (удовлетворение максимально широкого спектра потребности); фокусирование (ориентация на специфику потребности определенной группы потребителей).

Р. Каплан и Д. Нортон предложили методологию перевода словесного описания стратегии в комплекс расчетных методов и алгоритмов принятия решений на основе системы сбалансированных показателей, достижение которых обеспечивает реализацию принимаемой стратегии.

Применение современных теорий управления в электроэнергетике описано в гл. 11.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Основное меню

Авторизация


© 2016 Электротехнический портал. Все права защищены.

Яндекс.Метрика