Электротехнический-портал.рф

...для студентов ВУЗов электротехнических специальностей и инженеров

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

4.2.Основные субъекты рынка электроэнергии

E-mail Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Как уже упоминалось в 2.2, энергетической системой (включающей в себя, в том числе электроэнергетическую систему) признается совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической и тепловой энергии при общем управлении этим режимом.

Единство процесса производства и передачи электроэнергии, предполагает некое технологиическое единство, которое обеспечивается наличием общегосударственной электрической сети, т.е. соединенных между собой основных линий электропередачи, и единой системы оперативно-диспетчерского управления.

В Главе 3 уже были перечислены основные субъекты отрасли, образовавшиеся в результате реформирования отрасли. Однако подробно определение субъектов электроэнергетики, их роль, а также организационные и экономические основы их деятельности раскрываются в настоящей Главе.

4.2.1. Поставщики электрической энергии

Поставщики электрической энергии - юридические лица, имеющие на праве собственности или ином законном основании генерирующее оборудование, с использованием которого производится электрическая энергия, поставляемая потребителям электрической энергии в рамках оптового или розничного рынка электрической энергии.

Наиболее крупными поставщиками электрической энергии являются (по состоянию на начало 2008 г.):

  • открытое акционерное общество "Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОАО "Концерн Энергоатом"), которое принадлежит государственной корпорации «Росатом»;
  • гидрогенерирующая компания, контрольный пакет акций которой принадлежит государству (Русгидро);
  • 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК);
  • 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК);
  • ОАО «ИнтерРАО»;
  • 4 генерирующие компании, созданные на базе электростанций бывших ОАО «Башэнерго», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Новосибирскэнерго», ОАО «Татэнерго».

ОГК сформированы (см. гл.3) на основе следующих принципов:

  • объединение по способу выработки электроэнергии и масштабу — на базе наиболее крупных тепловых конденсационных электростанций, то есть электростанций которые не производят или практически не производят тепловой энергии;
  • минимизация возможностей для монопольных злоупотреблений за счет включения в их состав конкурирующих между собой электростанций, расположенных в различных регионах;
  • укрупненный масштаб - фактическая установленная мощность тепловых ОГК колеблется в пределах 8—10 ГВт, что соответствует установленной мощности электростанций небольших европейских стран. Формирование столь крупных компаний в итоге реформирования электроэнергетики характерно для многих государств (см. гл. 2);
  • сопоставимые стартовые условия (по установленной мощности, стоимости активов, среднему износу оборудования).

Шесть тепловых ОГК — основные конкуренты на оптовом рынке электроэнергии. Свободная конкуренция данных ОГК на этом рынке в значительной мере обеспечивает формирование рыночных цен.

Гидроэлектростанции в мировой практике, как правило, сохраняются в собственности государства. Это мотивируется основными отличиями гидроэнергетики, в том числе способностью ГЭС оперативно изменять нагрузку, и дешевизной гидроэнергии, обеспечивающими контроль энергосистемы и состояния рынка.

С учетом сказанного нецелесообразно одновременно включать ГЭС и ТЭС в конфигурацию отдельной ОГК, поскольку это создает конкурентные преимущества такой ОГК на рынке и одновременно нивелирует стимулы развития ее тепловых мощностей, которые в этом случае субсидируются гидростанциями. Контроль государства ограничивает также участие Русгидро в формировании рыночной цены электроэнергии, устраняя таким образом препятствия свободной для конкуренции других участников рынка.

В состав четырнадцати ТГК, каждая из которых является открытым акционерным обществом, включены генерирующие мощности электростанций (исключая ТЭС и ГЭС, вошедшие в состав ОГК). Базовые принципы формирования ТГК следующие: объединение электростанций по территориальному признаку; создание крупных компаний; минимизация возможностей для злоупотреблений монополистов. В состав ТГК включено большинство теплоэлектроцентралей, поэтому основная деятельность этих компаний — электро- и теплоснабжение.

В состав ОАО «ИнтерРАО» включены новые парогазовые мощности Сочинской ТЭЦ, Северо-Западной ТЭЦ, Калиниградской ТЭЦ и Ивановской ГРЭС.

4.2.2. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть

Единая национальная электрическая сеть (ЕНЭС) совокупность линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства, находящихся в едином оперативном и технологическом управлении, имеющих стратегическое значение для обеспечения устойчивого электроснабжения потребителей и функционирования оптового рынка электроэнергии, а также обеспечения параллельной работы ЕЭС России и энергосистем других государств, включая экспорт и импорт электроэнергии.

Иногда ЕНЭС также называют магистральными сетями.

В отличие от распределительных электрических сетей, которые подают энергию потребителям  — магистральные сети:

  • используются для передачи по высоковольтным ЛЭП (220 кВ и выше) электроэнергии между регионами, обеспечивая их соединение, параллельную работу, а также регулирование энергетического баланса данных регионов и России в целом;
  • используются для передачи по высоковольтным ЛЭП (220 кВ и выше) электроэнергии в распределительные сети, обеспечивая участие потребителей и производителей в торгах на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также связь оптового рынка с розничным;
  • связывают энергосистему России с энергосистемами других стран, обеспечивая процесс экспорта-импорта электроэнергии (ЛЭП любого класса напряжения).

Критерии отнесения линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС определены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. Линии электропередачи и объекты электросетевого хозяйства, содержащиеся в этих постановлениях (ЛЭП (воздушные и кабельные), различных классов напряжения, обеспечивающие работу энергетических систем различных субъектов РФ, трансформаторные и иные подстанции, комплекс оборудования для технического обслуживания и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, системы и средства управления объектами электросетевого хозяйства) обеспечивают технологическую целостность магистрального сетевого хозяйства России.

В соответствии со стратегией реформирования электроэнергетики действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено создание единой организации по управлению ЕНЭС в целях сохранения и развития магистрального сетевого комплекса. Доля государства в данной компании по итогам переходного периода реформирования отрасли составила более 75 %. Формирование данной инфраструктурной организации начато в 2002 г. В соответствии с Постановлением Правительства РФ [4.2.2] было принято решение об учреждении 100 %-ного дочернего общества ОАО «РАО «ЕЭС России» — открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС», коротко - ФСК), в уставной капитал которой был внесен принадлежавший ОАО «РАО «ЕЭС России» электросетевой комплекс.

В процессе реорганизации ОАО «РАО ЕЭС России», ОАО «ФСК ЕЭС» были переданы также магистральные сетевые активы, принадлежавшие региональным энергокомпаниям (АО-энерго).

Существуют объекты электросетевого хозяйства, отнесенные законодательством к ЕНЭС, но принадлежащие иным собственникам, помимо ОАО «ФСК ЕЭС». Для обеспечения безопасности Российской Федерации и единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии федеральным законодательством предусмотрено в отношении таких собственников частичное ограничение их прав в части:

  • заключения договоров на услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, относящихся к ЕНЭС, и определения условий этих договоров;
  • использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с ОАО «ФСК ЕЭС».

Установленные законодательством ограничения прав собственников объектов ЕНЭС не распространяются на доходы, получаемые в результате реализации их прав.

ОАО «ФСК ЕЭС» заключает с иными собственниками договоры, определяющие порядок использования объектов ЕНЭС. Заключение данных договоров является обязательным, а цена договора, должна составлять сумму, обеспечивающую возврат собственникам доходов, который они получили бы в случае самостоятельного оказания услуг по передаче электрической энергии.

Основа коммерческой деятельности ОАО «ФСК ЕЭС» — оказание услуг по передаче электрической энергии.

Контрагентами ОАО «ФСК ЕЭС» являются субъекты оптового рынка электрической энергии (мощности), непосредственно присоединенные к сетям ЕНЭС, а также распределительные сетевые компании. ОАО «ФСК ЕЭС» также оказывает услуги по присоединению к ЕНЭС новых потребителей.

Полученные в результате коммерческой деятельности доходы направляются на реализацию основных направлений инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС», в том числе:

  • на новое строительство сетевых объектов;
  • на техническое перевооружение и реконструкцию существующих объектов;
  • сооружение объектов технологического управления сетью и создание элементов технологической инфраструктуры конкурентного рынка электроэнергии.

Структурное реформирование отрасли позволило завершить формирования принадлежащей государству инфраструктурной компании, и объединить в ее составе подавляющую частью объектов ЕНЭС. Таким образом, была создана основу для обеспечения единства управления и развития магистральных сетей страны.

4.2.3. Распределительные сети

Распределительные сетевые компании (РСК) — юридические лица, осуществляющие деятельность по передаче электроэнергии по распределительным сетям с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети), по присоединению установок потребителя к распределительным электросетям. РСК создавались в процессе осуществления разделения по видам деятельности, при котором все энергоснабжающие организации страны (независимо от форм собственности) разделили функции по передаче электрической энергии и поставки электроэнергии потребителям (гл. 3).

Наиболее крупные распределительные компании создавались в процессе разделения АО-энерго по видам деятельности и последующей межрегиональной интеграции. В результате было создано 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК):

- ОАО "МРСК Центра";

- ОАО "МРСК Урала";

- ОАО "МРСК Волги";

- ОАО "МРСК Юга";

- ОАО "МРСК Северо-Запада";

- ОАО "МОЭСК";

- ОАО "МРСК Северного Кавказа";

- ОАО "Ленэнерго";

- ОАО "МРСК Сибири";

- ОАО «Тюменьэнерго»;

- ОАО "МРСК Центра и Приволжья".

 

В дальнейшем (в процессе реорганизации РАО «ЕЭС России») была создана специальная холдинговая компании, контрольный пакет акций которой принадлежит государству – ОАО «Холдинг МРСК». На данном этапе ОАО «Холдинг МРСК» приступил к исполнению своих функций, к которым относятся: корпоративное управление МРСК; внедрение и контроль соблюдения методологии деятельности МРСК; оперативный контроль их деятельности.

В сою очередь для каждой МРСК основными функциями являются: повышение надежности и качества функционирования распределительного электросетевого комплекса; позиционирование компаний распределительного электросетевого комплекса на рынке; повышение финансовой эффективности деятельности; привлечение капитала и присоединение новых потребителей.

В соответствии с законодательством, до 2010 года предусмотрено сохранение государственного контроля за деятельностью МРСК. В дальнейшем, возможно принятие государством стратегического решения о распоряжении пакетами акций распределительных сетевых компаний, исходя из целей государственной экономической политики, в том числе возможность приватизации принадлежащих государству пакетов акций при условии установления регуляторного режима, обеспечивающего недискриминационный доступ к сетям.

4.2.4. Системный оператор

Под системой оперативно-диспетчерского управления понимается комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах ЕЭС России и технологически изолированных энергосистем.

Созданная в советское время система оперативно-диспетчерского управления претерпела значительные изменения при распаде СССР (гл. 1,2), в том числе:

  • центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ЕЭС СССР преобразовано в ЦДУ России, взаимодействующее как равный субъект с высшими органами диспетчерского управления суверенных государств (Белоруссии, Украины, Молдавии, Прибалтики, Казахстана, Закавказья);
  • ЦДУ России и объединенные диспетчерские управления объединенных энергосистем Центра, Северо-Запада, Средней Волги, Северного Кавказа, Урала, Сибири и Востока включены в состав ОАО РАО «ЕЭС России».

В конце 90-х гг. XX в. процесс либерализации хозяйственных отношений в сфере производства и потребления электроэнергии потребовал создания соответствующей надежной инфраструктуры на базе сложившейся системы оперативно-диспетчерского управления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» задача сохранения и укрепления системы оперативно-диспетчерского управления в новых условиях, а также развития инфраструктуры рынка электроэнергии (мощности) решалась путем создания Системного оператора — специализированной инфраструктурной организации, оказывающей всем участникам рынка услуги по управлению режимами работы ЕЭС и организующей деятельность по прогнозированию производства и потребления электроэнергии.

В рамках данной деятельности Системный оператор осуществляет единоличное управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и уполномочен на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.

В свою очередь, управление технологическими режимами Системным оператором осуществляется через иерархическую трехуровневую систему диспетчерских центров:

  • Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) — осуществляет управление режимами работы ЕЭС России, управляет деятельностью диспетчерских центров второго уровня и организует совместную работу ЕЭС России с энергосистемами других государств;
  • Объединенные диспетчерские управления (ОДУ) — осуществляют управление режимами работы на части территории ЕЭС России и управляют деятельностью диспетчерских центров третьего уровня.
  • Региональные диспетчерские управления (РДУ) — осуществляют управление режимами работы на части территории ЕЭС России под руководством вышестоящих диспетчерских центров Системного оператора ЕЭС.

В соответствии с планами реформирования электроэнергетики 13 июня 2002 г. на базе центрального диспетчерского управления и объединенных диспетчерских управлений было учреждено Открытое акционерное общество «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» (ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС») в качестве 100 %-ного дочернего общества ОАО «РАО «ЕЭС России».

Поскольку ОАО «СО—ЦДУ ЕЭС» является монополистом, его деятельность отделена от других видов деятельности в отрасли, а оплата предоставляемых услуг осуществляется на основе тарифов, регулируемых уполномоченным государственным органом — Федеральной службой по тарифам.

В завершающем этапе реформирования контроль над Системным оператором полностью перешел в руки государства.

4.2.5. Организации коммерческой инфраструктуры

Основной управляющей организацией оптового рынка структурой является некоммерческое партнерство «Совет рынка», созданное в 2008 году.  Его участниками, в соответствии с законодательством являются все участники оптового рынка, а также основные инфраструктурные организации. Спецификой Совета рынка является структура его Наблюдательного Совета, в котором 8 членов – представители государства, по 4 представителя поставщиков и потребителей, а 4 члена – представители инфраструктурных организаций (Системный оператор, ФСК, Администратор торговой системы и, собственно, Совет рынка).

Основными функциями Совета рынка являются:

  • · формирование правил и процедур работы на оптовом рынке;
  • · контроль за соблюдением правил инфраструктурными организациями и участниками;
  • · формирование требований по коммерческому учету;
  • · урегулирование споров между участниками рынка.

Администратор торговой системы (ОАО «АТС») является 100% дочерней организацией Совета рынка и  предоставляет субъектам оптового рынка услуги по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ), обеспечивая, с учетом особенностей функционирования оптового рынка электроэнергии переходного периода расчет взаимных обязательств, заключение и исполнение сделок.

30 июля 2004 г. с целью разделения рисков по организации торговли и организации клиринга НП «АТС» принято решение о создании закрытого акционерного общества «Центр финансовых расчетов» (ЗАО «ЦФР»). Владельцем 100 % акций ЗАО «ЦФР» является ОАО «АТС». На оптовом рынке электроэнергии ЗАО «ЦФР» оказывает комплексную услугу, связанную с организацией договорных отношений на ОРЭ и проведением финансовых расчетов между его участниками.

4.2.6. Энергосбытовые организации

Правовой статус энергосбытовых компаний определен в Федеральном законе «Об электроэнергетике». Их основная функция — продажа электрической энергии ее потребителям на розничном рынке. Продажа электрической энергии конечным потребителям осуществляется на основании договоров купли- продажи электроэнергии или энергоснабжения.

Помимо участия в розничном рынке электрической энергии, сбытовые компании являются участниками оптового рынка электрической энергии (мощности). Статус субъектов оптового рынка — участников обращения электрической энергии в оптовом рынке получают энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях последующей ее реализации на розничных рынках и количественные показатели в заявках на приобретение электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые основными положениями функционирования оптового рынка. На деятельность энергосбытовых компании как на участников оптового рынка распространяются все его правила.

Все энергосбытовые компании делятся на гарантирующих поставщиков и конкурентные сбытовые компании.

Деятельность конкурентных энергосбытовых компаний на розничном рынке осуществляется в системе свободных договорных отношений, где организации свободны в выборе контрагента. Всем участникам обеспечиваются равные условия.

На оптовом рынке энергосбытовые компании могут приобретать электроэнергию от своего имени, а могут выступать в качестве агента. Они могут заключать договора от имени и в интересах потребителя электрической энергии, в целях его присоединения к системе оптового рынка и участия в обороте электрической энергии непосредственно.

В отличие от конкурентной сбытовой деятельности деятельность гарантирующего поставщика относится к сфере регулируемого бизнеса. Статус гарантирующего поставщика определен в ФЗ «Об электроэнергетике». Основная цель создания института гарантирующих поставщиков — развитие системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией. Одним из специальных условий осуществления деятельности гарантирующим поставщиком является обязанность обслуживать каждого потребителя, который к нему обратится. На это указывает публичный характер договоров, заключаемых гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии.

Правительством РФ определяются границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков. При формировании цены на поставляемую ими электрическую энергию осуществляется государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. На гарантирующих поставщиков не распространяется запрет на совмещение сбытовой деятельности с деятельностью по распределению электрической энергии, в отличие от конкурентной сбытовой деятельности.

Основным направлением реформирования электроэнергетики Российской Федерации является демонополизация и развитие конкуренции в сфере сбыта электрической энергии. Создание гарантирующих поставщиков осуществлялось в процессе реорганизации АО-энерго (гл. 3). По мере становления рынка статус гарантирующего поставщика может быть присвоен любой сбытовой компании на конкурсной основе.

4.2.7. АО-энерго - энергосистемы изолированных регионов

Единая энергетическая система СССР развивалась в направлении технологического объединения энергосистем различных регионов путем их включения в параллельную работу. Ряд региональных энергосистем в силу своего территориального положения и экономической специфики регионов сохранили свою технологическую изолированность. На современном этапе развития электроэнергетики к числу изолированных относятся энергосистемы, не имеющие технологического соединения с ЕЭС России. В их число входят:

  • электроэнергетическая система Камчатской области;
  • электроэнергетическая система Магаданской области;
  • западный район электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) (Мирнинский и Ленский районы, Сунтарский, Нюрбинский, Вилюйский и Верхневилюйский улусы (районы));
  • центральный район электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) (Горный, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Амгинский, Чурапчинский, Усть-Алданский, Таттинский, Томпонский и Намский улусы (районы), г. Якутск);
  • электроэнергетическая система Сахалинской области;
  • электроэнергетическая система Чукотского автономного округа;
  • электроэнергетическая система Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Субъект оперативно-диспетчерского управления технологически изолированной энергосистемы организует и осуществляет оперативно-диспетчерское управление самостоятельно, без участия системного оператора.

Участие перечисленных энергосистем в оптовом рынке электроэнергии в среднесрочной перспективе невозможно. Они являются монополистами на собственных рынках и не могут после разделения по видам деятельности быть включены в конкурентные отношения на тех же основаниях, что и энергосистемы, включенные в параллельную работу ЕЭС России.

В соответствии с законом «Об электроэнергетике» в отношении отдельных сфер электроэнергетики, функционирование которых происходит в постоянных условиях отсутствия конкуренции в силу технологических причин (территориальной замкнутости, наличия одного или нескольких неконкурирующих источников энергии), применяется государственное регулирование. Кроме того, в энергосистемах изолированных регионов возможно совмещение одним юридическим лицом всех видов деятельности в электроэнергетике.


Обновлено 30.08.2013 17:06  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Основное меню

Авторизация


© 2016 Электротехнический портал. Все права защищены.

Яндекс.Метрика