Электротехнический-портал.рф

...для студентов ВУЗов электротехнических специальностей и инженеров

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

3.2. Организация реформирования электроэнергетики

E-mail Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

3.2.1. Реорганизация отрасли

Как показано в гл. 1, процесс от производства до потребления электрической энергии может быть поделен на 4 этапа:

  • производство электрической энергии;
  • передача электроэнергии по высоковольтным сетям;
  • распределение электроэнергии по линиям электропередачи среднего и низкого напряжения;
  • сбыт электрической энергии конечным потребителям.

Указанные этапы имеют разные экономические характеристики.

Принципиальной особенностью первого этапа является невозможность хранения электроэнергии и постоянно изменяющийся спрос на нее в течение года (сезонные колебания), по дням недели и времени суток. Поэтому генерирующие мощности, используемые в пиковые периоды для покрытия высокого спроса на электрическую энергию, оказываются неполностью задействованными в другие периоды времени. Вместе с тем необходимы резервные мощности, которые можно оперативно задействовать для удовлетворения кратковременных всплесков спроса. Следует также учитывать, что издержки производства электрической энергии на разных электростанциях различаются, а для создания новых генерирующих мощностей характерны высокая капиталоемкость и длительные сроки строительства.

Если производство электроэнергии относится к конкурентному сектору отрасли, то ее передача и распределение (второй и третий этапы) относятся к естественно монопольным видам деятельности. Строительство дублирующих линий электропередачи из-за высоких фиксированных невозвратных издержек (sunk costs), как правило, нецелесообразно – не выгодно ни производителям электроэнергии, ни компаниям, осуществляющим ее транспортировку, ни потребителям электроэнергии и услуг по ее передаче.

К тому же здесь присутствуют сетевые экстерналии: инвестиции приносят благо всем взаимосвязанным участникам, так как увеличивается надежность энергоснабжения и сокращаются удельные затраты на доставку электрической энергии. Правда, иногда это порождает проблему «безбилетника» («free-rider») и снижает стимулы к инвестированию.

Также к естественно монопольным видам деятельности относятся услуги по оперативно-диспетчерскому управлению. Для устойчивого функционирования энергосистемы необходима постоянная координация, чтобы гарантированно поддерживать ее в равновесии. Последнее означает требование непрерывной сбалансированности потребления и поставки электрической энергии в каждом энергоузле. Данное равновесие может быть достигнуто только централизованным контролем за всеми потоками в системе и предоставлением системных услуг.

Услуги по сбыту (четвертый этап) – потенциально-конкурентный вид деятельности в электроэнергетике. Сбытовые организации действуют как брокеры, которые покупают и продают электрическую энергию конечным потребителям, принимая на себя риски изменения цен. Они также предоставляют конечным потребителям дополнительные услуги: биллинг, взаимодействие с инфраструктурными организациями и другие.

С учетом специфики каждого из четырех этапов производства и потребления электроэнергии либерализация и реформирование отрасли предусматривают:

  • разделение конкурентных (производство и сбыт электрической энергии) и естественномонопольных (передача, распределение, диспетчерское управление) видов деятельности;
  • введение рыночных принципов ценообразования и функционирования в конкурентных отраслях;
  • усовершенствование политики регулирования цен и регламентация монопольных видов деятельности (см. гл. 5).

Либерализация и реформирование электроэнергетики должны обеспечить:

  • оптимизацию цен на электроэнергию. Конкуренция будет вынуждать владельцев генерирующих объектов и сбытовых компаний повышать эффективность своей деятельности и снижать издержки, развивать современные технологии, точнее планировать свою деятельность и лучше управлять ею;
  • повышение надежности функционирования ЕЭС России и улучшение загрузки генерирующих мощностей. На конкурентном рынке электроэнергии чаще будут востребованы те электростанции, которые в наибольшей мере удовлетворяют требованиям Системного оператора и предлагают электроэнергию по конкурентным ценам. Определяемые в ходе торгов объемы продажи электроэнергии обеспечат минимизацию совокупных затрат на ее производство, передачу и распределение;
  • привлечение частных инвестиций в электроэнергетику. Рыночные цены будут давать правильные ценовые сигналы о том, где есть необходимость в расширении и реконструкции действующих, строительстве новых генерирующих мощностей;
  • повышение инвестиционной привлекательности сетевой инфраструктуры.  Ее модернизация и развитие создадут дополнительные возможности для увеличения пропускной способности сетевых сечений и объемов перетоков электроэнергии. Благодаря этому расширится география торговли электроэнергией, включая экспортно-импортные операции.

Инвестиционная активность в электроэнергетике будет способствовать росту оборотов и развитию отраслей, связанных с производством энергетического оборудования, строительства, металлургии, угольной и газовой промышленности, научно-проектного комплекса и других.

Конкурентный рынок существенно влияет на поведение потребителей. Не следует сводить это воздействие исключительно к ценовому давлению — в условиях развитого конкурентного рынка у потребителей появляются новые возможности по оптимизации графиков и стоимости энергопотребления, хеджирования рисков. Появятся стимулы к развитию энергосберегающих технологий и схем потребления энергии, что существенно снизит энергозатраты на единицу производимой продукции.

3.2.2. Переход к конкурентным рынкам

В самом общем виде можно выделить следующие четыре вида структуры отрасли и организации взаимодействия между субъектами электроэнергетики, отличающиеся по степени введения конкурентных отношений.

Модель 1 (монополия на всех уровнях). В сфере производства электроэнергии отсутствует конкуренция, у конечного потребителя нет права выбора поставщика электроэнергии. Единая монопольная компания занимается производством электроэнергии и ее передачей по сетям к распределительным компаниям и/или конечным потребителям.

Модель 2 (закупочное агентство). Модель допускает, что Единый покупатель (Единый Закупщик) осуществляет выбор среди ряда производителей электроэнергии, что способствует конкуренции в сфере ее производства. Конечные потребители не имеют доступа к линиям электропередачи для продажи. Единый закупщик имеет монополию на сеть электропередачи и на продажу энергии конечным потребителям.

Модель 3 (конкуренция на оптовом рынке). Дистрибьюторы имеют право покупать электроэнергию непосредственно у производителей и передавать ее по линиям электропередачи. Дистрибьюторы, как и в вышеупомянутых моделях, являются монополистами по отношению к конечным потребителям. Имеется свободный доступ к линиям электропередачи.

Модель 4 (конкуренция на розничном рынке). Модель позволяет каждому клиенту выбрать своего поставщика. Имеется свободный доступ к линиям электропередачи и распределению. Распределение (доставка) отделено от розничной продажи, которая является конкурентной.

Реформирование российской электроэнергетики направлено на переход от полностью монопольной модели 1 к полностью конкурентным рынкам модели 4. Для этого необходимо провести изменения по трем основным направлениям:

  • структурному – осуществить разделение по видам деятельности и создать достаточное число рыночных агентов, способных конкурировать между собой;
  • рыночному – сформировать коммерческую инфраструктуру, отвечающую принимаемой модели и правилам рынка электроэнергии;
  • регуляторному – ввести правила регулирования в отрасли, позволяющие перейти от централизованного регулирования вертикально интегрированных компаний к государственному регулированию исключительно естественно монопольных видов деятельности и либерализации ценообразования для компаний, работающих в конкурентных секторах электроэнергетики.

Конкретные меры для продвижения по этим направлениям к конкурентным рынкам в электроэнергетике определены в двух ключевых нормативных документах: «Основные направления реформирования электроэнергетики РФ», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526; «План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации», принятый распоряжением Правительства от 3 августа 2001 г. № 1040-р. Закрепленные или принципы реформирования впоследствии практически не изменялись. Существенно модифицировались сроки, способы, пути реализации, последовательность шагов, но сами принципы оставались неизменными.

Учитывая сложную структуру капитала, особое внимание в «Основных направлениях реформирования электроэнергетики Российской Федерации» было уделено обеспечению прав акционеров, кредиторов и инвесторов электроэнергетических компаний. Согласно этому документу в ходе реформирования отрасли должны обеспечиваться права акционеров:

  • на участие в обсуждении и принятии решений, связанных с проведением структурных преобразований, которые затрагивают или могут затронуть их законные права;
  • на доступ к информации, связанной с проведением структурных преобразований, которые затрагивают или могут затронуть их законные права.

В том же документе провозглашен принцип сохранения структуры акционерного капитала и размеров пакетов акций каждого акционера в создаваемых в ходе реформы компаниях, в которые передаются пакеты акций или иное имущество реорганизуемых обществ. Позже этот принцип пропорционального обмена акций был взят за основу при реструктуризации холдинга ОАО РАО «ЕЭС России». Такой подход сыграл важную роль в повышении инвестиционной привлекательности энергокомпаний по мере осуществления реформы российской электроэнергетики.

Основные направления реформирования были законодательно закреплены с принятием пакета законов, подписанных Президентом России в марте 2003 г. В этот пакет вошел целый ряд законодательных актов, которые содержат:

  • направления реформирования электроэнергетики, основные элементы ее перспективной модели;
  • этапы реформы, принципы функционирования отрасли в переходный период ее реформирования;
  • принципы ценообразования, организации и функционирования рынка электроэнергии;
  • гарантии обеспечения потребителей электроэнергией;
  • гарантии соблюдения прав акционеров;
  • меры обеспечения национальных интересов России;
  • систему государственного регулирования электроэнергетики, направления дальнейшего развития нормативно-правовой базы, включая обязательные положения ключевых документов.

3.2.3. Структурные преобразования

В соответствии с принятыми решениями в отрасли должны быть созданы:

  • единая компания магистральных сетей (Федеральная сетевая компания), в управление которой передаются все магистральные сети страны – Единая национальная электрическая сеть. (В российском законодательстве принято разделять сети на относящиеся к ЕНЭС). К ней относятся сети напряжением свыше 330 кВ;
  • распределительные сетевые компании (РСК), каждая из которых управляет распределительными сетями (преимущественно – напряжением 110 КВт и ниже). До завершения становления институтов регулирования и рыночных институтов эти компании контролируются государством. Для обеспечения их инвестиционной привлекательности распределительные сетевые компании были объединены в одиннадцати межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК);
  • системный оператор, который должен обеспечивать вертикаль оперативно-диспетчерского управления и объединить в своем составе диспетчерские службы как головной компании холдинга ОАО «РАО ЕЭС России», так и диспетчерские службы АО-энерго;
  • генерирующие компании – оптовые (ОГК) и территориальные (ТГК) на базе тепловых электростанций, гидрогенерирующая компания (ГидроОГК) и генерирующая компания, объединяющая атомные электростанции. Количество и состав генерирующих компаний определен исходя из необходимости обеспечить компромисс между требованиями конкуренции в отрасли, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности генерирующих компаний. Предполагалось, что генерирующие компании на базе тепловых электростанций будут переданы в частные руки. Гидро‑ и атомную генерирующие компании было решено сохранить в государственной или преимущественно государственной собственности;
  • открытые акционерные общества «Иркутскэнеро», «Башкирэнерго», «Татэнерго» и «Новосибирскэнерго», не зависимые от ОАО РАО «ЕЭС России»;
  • частные сбытовые компании на основе сбытовых подразделений АО-энерго. На начальном этапе на них возлагается функция «гарантирующего поставщика» – сбытовой компании, обязанной обслужить на своей территории любого обратившегося к ней потребителя при условии оплаты им электрической энергии и сопутствующих услуг.

По мере продвижения реформы электроэнергетики наряду с компаниями, сформированными в ходе реструктуризации РАО «ЕЭС России», в отрасль должны входить генерирующие и сбытовые компании, создаваемые частными инвесторами.

Реструктуризация холдинга РАО «ЕЭС России» происходила в два этапа. На первом из АО-энерго и из ОАО РАО «ЕЭС России» обособлялась соответствующая электростанция или сетевая компания. На втором – несколько электростанций или сетевых компаний объединялись для того, чтобы создать более крупную компанию.

Таким образом, основным инструментом проведения структурных преобразований стало разделение АО-энерго по видам деятельности. Из АО-энерго выделялись генерирующие активы — электростанции, которые объединились в оптовые или территориальные генерирующие компании. Эти компании затем становились отдельными юридическими лицами. Сетевые активы АО‑энерго распределялись следующим образом:

  • магистральные сети сосредоточились в межрегиональных магистральных сетевых компаниях (ММСК), передаваемых под контроль ФСК;
  • распределительные сети вошли в состав региональной сетевой компании (РСК), передаваемых под контроль межрегиональных сетевых компаний (МРСК).

Сбытовая деятельность АО-энерго, как правило, возлагалась на региональные энергосбытовые компании.

Все имущество АО-энерго, необходимое для функционирования региональных диспетчерских управлений, перешло к Системному оператору по договорам купли-продажи или долгосрочным договорам аренды.

Базовый вариант реформирования предусматривал распределение акций всех новообразованных компаний в первую очередь среди акционеров тех структур, из которых эти компании выделены. При этом в соответствии с указанными выше принципом акции распределялись пропорционально доле каждого акционера в уставном капитале «расформированной» компании.

Консолидация активов происходила преимущественно в форме реорганизации путем присоединения. Операции с активами предварялись их оценкой, на основе которой и рассчитывались коэффициенты конвертации акций, то есть определялось сколько акций объединенной компании получит в обмен на одну акцию акционер каждой из присоединяемых компаний (см. гл. 4 и гл. 9).

 

Для постепенного перехода к конкурентному рынку электроэнергии, адаптации к новым условиям всех субъектов и партнеров электроэнергетики предусматривался запуск переходной модели оптового рынка электроэнергии.

Оптовый рынок электроэнергии (мощности) переходного периода введен 1 ноября 2003 г. на территории европейской части России и на Урале и 1 мая 2005 г. на территории Сибири в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 643 «О правилах оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода» от 24 октября 2003 г. и Постановлением Правительства РФ № 219 от 15 апреля 2005 г. На территории европейско-уральской и сибирской части России 20 октября 2005г. введен балансирующий рынок электроэнергии, основанный на конкурентном ценообразовании в режиме, близком к режиму реального времени. С 1 сентября 2006 г. введены новые правила функционирования оптового рынка, означающие дальнейшее совершенствование переходной модели (см. гл. 6). Таким образом осуществляется постепенное расширение конкурентного сектора и переход к полностью конкурентной модели рынка.

Функционирование оптового рынка электроэнергии (мощности) обеспечивают следующие инфраструктурные организации:

Совет рынка – некоммерческое партнерство (НП) участников оптового рынка (генерирующих и сбытовых компаний), вырабатывающее правила и регламенты его работы, а также осуществляющее контроль за деятельностью инфраструктурных организаций и участников рынка. Создается в 2008 г. после завершения переходного периода;

Администратор торговой системы — предоставляет услуги по организации торговли на оптовом рынке и осуществлению централизованного клиринга. Как юридическое лицо он образован 23 ноября 2001 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 526 от 11 июля 2001 года «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». В 2008 г. преобразован в 100% дочернее общество некоммерческого партнерства «Совет рынка»;

Системный оператор – учрежден как открытое акционерное общество «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» 13 июня 2002 г. Он обеспечивает качество поставляемой электроэнергии и надежность работы системы, осуществляет планирование и управление режимами. В 2008 преобразован в ОАО «Системный оператор ЕЭС».

На переходный период реформирования электроэнергетики России установлены различные пороги допуска на оптовый рынок для разных категорий участников – потребителей, производителей, сбытовых организаций (см. п. 16 «Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», принятых постановлением Правительства РФ №643 от 24.10.2003 и №529 от 31.08.2006). Условия допуска на оптовый рынок России по окончании переходного периода будут скорректированы.

Правительство РФ установило также темпы постепенного расширения объемов торговли электрической энергией по свободным ценам с тем, чтобы к 2011 году обеспечить полную либерализацию рынка электроэнергии. При этом на оптовом рынке совмещаются две формы торговли – биржевая и прямых договоров, в том числе долгосрочных. Начиная с 2008 года, на оптовом рынке в увязке с рынком электроэнергии начинает функционировать рынок мощности. В перспективе предполагается введение торговли стандартизованными контрактами на электроэнергию и мощность.

Параллельно с либерализацией оптового рынка осуществляется расширение торговли по свободным ценам на розничном рынке. Основным принципом, реализованным при проектировании розничного рынка, является принцип «трансляции» цен оптового рынка гарантирующими поставщиками при формировании договорных отношений со своими потребителями. Данный принцип позволяет избежать рисков замораживания цен розничного рынка и не создает угрозы банкротства для сбытовых компаний. Более того, именно этот принцип позволяет «передать» ценовые сигналы, создаваемые на оптовом рынке розничным потребителям (см. гл. 6).




Обновлено 05.09.2013 14:40  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Основное меню

Авторизация


© 2024 Электротехнический портал. Все права защищены.

Яндекс.Метрика