Электротехнический-портал.рф

...для студентов ВУЗов электротехнических специальностей и инженеров

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

2.3. Торгово-экономическое сотрудничество российской электроэнергетики

E-mail Печать PDF
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

2.3.1. Экспорт и импорт электроэнергии

В современных промышленно развитых государствах электроэнергетика считается важнейшей стратегической отраслью, влияющей на жизнеобеспечение всех элементов национальной экономики. В большинстве соседних с Россией государств электроэнергетика – крайне политизированная отрасль, непосредственно влияющая на экономику и общественно-политические процессы. Функционирование единой энергосистемы России в определенной степени зависит и от режимов работы энергосистем сопредельных стран, характера взаимодействия с ними. Обмен электроэнергией в рамках параллельной (синхронной) работы, а также взаимные поставки в рамках экспортно-импортных операций создают предпосылки для оптимизации национальных и региональных топливно-энергетических балансов.

Географическая неравномерность сосредоточения топливно-энергетических ресурсов предопределяет взаимозависимость их потребителей и поставщиков. В этом плане межгосударственный обмен электроэнергией представляет собой уникальный феномен: он дает государствам-участникам возможность решать свои внешнеэкономические (а в ряде случаев — и внешнеполитические) задачи и в значительно меньшей степени, чем международная торговля другими товарами, подвержен политическим ограничениям. Например, в период 2001—2003 гг. существовали поставки электроэнергии из Армении в Турцию, несмотря на то что политические и внешнеэкономические связи между этим странами в то время были официально разорваны. Справедливость такого утверждения основана на уникальности электроэнергии как физического явления и товара. Электроэнергия, производимая на российских генерирующих мощностях в Армении, передается в Грузию; поставки «российской» в финансово-правовом смысле электроэнергии в Турцию транзитом через Грузию совершенно не исключали того, что по своему физическому происхождению она могла быть «армянской». Турецкие власти, весьма чувствительные к «армянскому вопросу», осознавали это, однако заняли достаточно реалистичную позицию и не препятствовали заключению и исполнению внешнеторгового контракта с Россией.

Специфика внешнеторговых операций в электроэнергетическом секторе в том, что они могут системно осуществляться исключительно на технологической основе совместной работы энергосистем стран-контрагентов. Со своей стороны, хорошо структурированная внешнеэкономическая деятельность в данном секторе стимулирует использование преимуществ параллельной работы энергосистем, разработку и реализацию программ восстановления и усиления межгосударственных электрических связей. С этой точки зрения взаимодействие в электроэнергетическом секторе есть неотъемлемый элемент общей системы функционирования единого экономического пространства как в рамках существующих сегодня межгосударственных объединений (СНГ, ЕврАзЭС и др.), так и на более высоком геополитическом уровне.

Внешнеторговая экспансия в электроэнергетическом секторе в сочетании с установлением российского контроля над стратегически важными зарубежными объектами жизнеобеспечения в энергетике — значимый фактор укрепления внешнеэкономических и внешнеполитических позиций России в ряде стран Европы и Азии, в первую очередь на пространстве СНГ.

Экономические предпосылки для экспорта (и импорта) электроэнергии практически ничем не отличаются от таковых для экспорта других товаров и услуг. В первую очередь это различие в ценах на электроэнергию в разных государствах, обусловленное различиями в уровне издержек на ее производство, разной стоимостью топливно-энергетических и трудовых ресурсов, различиями в налоговой и тарифной политике государств. Безусловно, для экспорта необходим избыток генерирующих мощностей в национальной электроэнергетической системе, позволяющий не только обеспечить надежное снабжение электроэнергией народного хозяйства своей страны, но и производить излишки электроэнергии для целей экспорта. Для осуществления экспорта электроэнергии необходимы определенная технологическая совместимость и достаточно высокий уровень развития электроэнергетических комплексов государств, чтобы перемещать электроэнергию на значительные расстояния.

Сдерживающий фактор для экспорта — стратегическое значение электроэнергии как стержня не только экономики, но обороноспособности государства и, как следствие, стремление большинства государств к энергетической независимости, т.е. к самообеспечению электроэнергией.

Таким образом, объем экспортно-импортных операций существенно зависит от избыточности/дефицитности каждой из стран и подвержен значительным колебаниям. В этой связи принципиальным является не столько объем операций, сколько само его наличие, которое позволяет странами использовать  преимущества совместной работы.

К 2003—2005 гг. основными рынками сбыта российской электроэнергии стали Финляндия (практически половина российского экспорта электроэнергии), Республика Беларусь, Казахстан и Азербайджан. Значительные объемы экспортировались в ряд других государств ближнего и дальнего зарубежья. Рост экспорта в Финляндию стал возможен благодаря увеличению пропускной способности российско-финляндского сечения вследствие ввода в эксплуатацию третьей межгосударственной ЛЭП и пуска первого энергоблока Северо-Западной ТЭЦ.

Возможности для увеличения российского экспорта электроэнергии связаны с возобновлением поставок в Центральную и Восточную Европу в результате синхронизации с объединением UCTE и с развитием энергетики российского Дальнего Востока, открывающим перспективы для увеличения поставок электроэнергии в Китайскую Народную Республику (КНР). Весьма перспективными представляются возобновление экспорта в Турцию, выход на рынок электроэнергии Ирана. Более отдаленные перспективы связаны с поставками в Японию, однако они сдерживаются необходимостью очень больших инвестиций в новое строительство.

Хотя сегодня экспорт российской электроэнергии достиг значительного уровня (таблица 2.2.1), совершенно очевидно, что на ближайшие годы и даже десятилетия для России экспорт электроэнергии будет всегда стоять на втором месте после удовлетворения потребностей экономики страны.

Таблица 2.2.1.

Объемы экспорта  электроэнергии с территории России в 2006 году

Объемы экспорта  электроэнергии с территории России в 2006 году

После распада СССР объективной экономической необходимости в импорте электроэнергии в Россию не было, поскольку российская электроэнергетика полностью покрывала потребности народного хозяйства в электроэнергии, включая покрытие пиковых максимумов нагрузки с необходимым запасом по надежности. Однако уже к концу девяностых годов ситуация стала изменяться. Относительное отставание цен на электроэнергию в Казахстане, связанное в том числе с более ранней либерализацией электроэнергетики, позволило начать ее импорт. Электроэнергия импортировалась для нужд энергосистем, технологически связанных с ОЭС Казахстана, в частности для Омскэнерго.

Географическая удаленность Калининградской области и недостаток генерирующих мощностей на ее территории вкупе с большими затратами на транспортировку российской электроэнергии по территории сопредельных государств обусловили начало импорта электроэнергии из энергосистемы Литвы. Экономические показатели электроснабжения области существенно улучшились.

С вводом в эксплуатацию новых генерирующих мощностей на атомных электрических станциях в Украине энергосистема этой страны стала избыточной не только по располагаемым электрическим мощностям, но и по производству электроэнергии. Это позволило начать импорт электроэнергии из Украины по достаточно приемлемой для внутреннего рынка цене.

ЕЭС России обладая хорошими регулировочными возможностями, осуществляет импорт электроэнергии в определенные периоды времени, в частности избытков электроэнергии, производимой ГЭС сопредельных стран в период паводка, а также излишков электроэнергии, вырабатываемой электростанциями в период минимумов нагрузки вследствие технологических ограничений на минимальный уровень генерации. Такой импорт в ограниченных объемах осуществляется из энергосистем Латвии, Азербайджана, Грузии и Монголии. Данные по современному объему импорта электроэнергии в Россию приведены в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2.

Объемы поставок импортной электроэнергии в 2006 году

2.3.2. Приобретение и эксплуатация энергетических активов

В ходе процесса погашения долгов бывших советских республик перед ЕЭС России акции ряда энергокомпаний на территории бывшего СССР были полностью или частично переданы Российской Федерации. Так, в июле 2005 г. создано казахстанско-российское совместное предприятие на базе ОАО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» с 50%-ным пакетом акций ЗАО «Интер РАО ЕЭС» (дочерней структурой ОАО «РАО «ЕЭС России») и 50%-ным пакетом акций Госкомимущества Республики Казахстан. В течение последних 3 лет электростанция осуществляет поставки электроэнергии в регионы Российской Федерации, испытывающие ее дефицит. Созданы и успешно функционируют совместные органы корпоративного управления акционерным обществом. Формируется программа с комплексом мер до 2010 г., направленных на повышение эффективности совместного предприятия, в том числе и за счет строительства третьего энергоблока электростанции.

16 октября 2004 г. между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации заключено соглашение о порядке и условиях долевого участия Российской Федерации в строительстве Сангтудинской ГЭС-1. Соглашением предусмотрено списание задолженности таджикской стороны и внесение этих средств в долю участия Российской Федерации в проекте.

Импульсом к развитию бизнеса РАО «ЕЭС России» в Армении послужило решение правительств РФ и Армении, принятое в ноябре 2002 г., о передаче имущественного комплекса Разданской ГРЭС в счет погашения государственного долга Армении Российской Федерации. В результате его осуществления в 2005 г. РАО «ЕЭС России» управляло, являясь акционером, Севано-Разданским каскадом ГЭС (мощность 550 МВт), ЗАО «Армянские электрические сети» (100 % дистрибуции) и по договору с Правительством Армении получило права акционера, удостоверенные 100 %-ным пакетом акций, осуществляло финансовое управление Армянской АЭС. В Грузии взаимодействие по поставкам электроэнергии переросло в бизнес непосредственно на территории республики. В 2005 г. в собственности РАО «ЕЭС России» находились ООО «Мтквари энергетика» (2 блока по 300 МВт), крупнейшая распределительная компания «Теласи», в долгосрочное управление переданы ГЭС Храми-1 и Храми-2.

Для оценки целесообразности приобретения действующих энергетических активов (электростанций и распределительных сетей) помимо собственно оценки бизнеса проводится подробный анализ рынка электроэнергетики страны, в которой находится данный актив. Также анализируются энергорынки сопредельных государств и технические возможности межсистемных связей для осуществления экспортно-импортных операций с электроэнергией.

В рамках наращивания числа российских энергетических активов за границами России предпринимаются меры по приобретению распределительных сетей и генерирующих мощностей. Так, изначально учредителем и единственным акционером (держателем 100 % акций) ЗАО «Молдавская ГРЭС» являлось государство в лице Министерства промышленности. Позднее акции перешли во владении бельгийской компании Saint Guidon Invest NV; в 2005 г. владельцем 100 % акций компании стала дочерняя компания РАО «ЕЭС России» и концерна «Росэнергоатом» — ЗАО «ИнтерРАО ЕЭС».

В августе 2004 г. Правительство Республики Кыргызстан и ОАО РАО «ЕЭС России» подписали Меморандум о совместных действиях по завершению строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2. Строительство Камбаратинских ГЭС позволит решить проблему регулирования водно-энергетического баланса и улучшит экологическую обстановку в Центрально-Азиатском регионе.

До начала структурных преобразований в электроэнергетике участие иностранного бизнеса в российской электроэнергетике ограничивалось присутствием портфельных инвесторов, владевших, в основном акциями ОАО «РАО ЕЭС России». Преимущественно инвесторы были представлены крупными инвестиционными фондами.Следующей ступенью участия иностранного капитала стало появления спекциализированных иностранных энергетических компаний. Так, финская компания «Фортум» приобрела блокирующий пакет ОАО «Ленэнерго», а итальянская компания Энел выиграла контракт на управление Северо-Западной ТЭЦ. Но и на этой стадии участие не носило стратегического характера. Тем не менее эта стадия была необходима для последующего привлечения крупного иностранного капитала.

Как уже отмечалось в главе 1 в 2006 начался инвестиционный этап в реформировании электроэнергетики, в рамках которого  стартовал процесс привлечения крупного капитала (в том числе зарубежного) в российские генерирующие компании. В результате к середине 2008 года в российской электроэнергетике в качестве крупных стратегических инвесторов присутствовали следующие компании: итальянская Энел,  немецкие Эон и РВЕ, финская Фортум, каждая из них в приобрела контрольные пакеты акций соответственно ОГК-5, ОГК-4, ТГК-2, ТГК-10. Все они представляют собой компании первой десятки европейских энергокомпаний, которые вместе с капиталом привносят в российскую электроэнергетику опыт функционирования в либерализованной энергетике, современные технологии производства электроэнергии и управления бизнесом.


Обновлено 30.08.2013 16:06  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Основное меню

Авторизация


© 2016 Электротехнический портал. Все права защищены.

Яндекс.Метрика