Электротехнический-портал.рф

...для студентов ВУЗов электротехнических специальностей и инженеров

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

§1. Состав и расчет выбросов загрязняющих веществ.

E-mail Печать PDF
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

1. Промышленные предприятия.

Окружающий человека атмосферный воздух непрерывно подвергается загрязнению.

Воздух производственных помещений загрязняется выбросами технологического оборудования или при проведении технологических процессов без локализации отходящих веществ.

Удаляемый из помещения вентиляционный воздух может стать причиной загрязнения атмосферного воздуха промышленных площадок и населенных мест. Кроме того, воздух промышленных площадок и населенных мест загрязняется технологическими выбросами цехов, выбросами ТЭС, транспортных средств и других источников.

Воздух жилых помещений загрязняется продуктами сгорания природного газа и другого топлива, испарениями растворителей, моющих средств, древесно – стружечных конструкций и т.п., а также токсичными веществами, поступающими в жилые помещения с приточным вентиляционным воздухом. В летний период (при температуре ) в жилые помещения протекает около 90% примесей нормального воздуха, а в переходный период (при наружной температуре ) - 40%.

Номенклатура токсичных примесей в воздухе производственных помещений и в технологических выбросах промышленного объекта определяется совокупностью технологических процессов, видом используемого сырья и материалов, характеристиками применяемых машин и оборудования.

Современное машиностроение развивается на базе крупных производственных объединений, включающих заготовительные и кузнечно – прессовые цехи, цехи термической и механической обработки металла, цехи покрытий и крупное литейное производство. Также в состав многих предприятий входят испытательные станции, ТЭЦ и вспомогательные подразделения. В производственном процессе используют широко сварочные работы, механическую обработку металлов, переработку неметаллических материалов, лакокрасочные операции и т.п.

Для каждой отрасли источники и выбросы в атмосферный воздух рассматриваются и рассчитываются по своим методикам. Например, для машиностроительного производства:

Масса выброса i-го загрязняющего вещества: ,

где  - удельное выделение i-го загрязняющего вещества на единицу продукции;

П – расчетная производительность технологического оборудования, агрегата, процесса;

k – это поправочный коэффициент для учета особенностей технологического процесса;

- эффективность средств очистки выбросов в долях единицы (при отсутствии их =0).

 

2. Энергетические установки и транспорт.

Много загрязняющих веществ поступает в атмосферный воздух от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензине, керосине, мазуте, угле, дизельном топливе и т.п.). Количество этих веществ определяется составом массой сжигаемого топлива и организацией процесса сгорания.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и тепловые электростанции (ТЭС). Доля загрязнений, приходится и на газотурбинные двигательные установки (ГТДУ) и ракетные двигатели (РД) (аэродромы, испытательные станции, стартовые площадки).

Основные компоненты, выбрасываемые в атмосферу при сжигании различных видов топлива в энергетических установках – нетоксичные диоксид углерода и водяной пар, кроме того оксид углерода, оксиды серы, азота, соединения свинца, сажа, углеводороды (канцерогенный бензапирен), несгоревшие частицы твердого топлива и т.д.

Перевод котлов на жидкое топливо (мазут) существенно снижает образование золы, но практически не снижает выбросы диоксида серы, т.к. мазуты, применяемые в качестве топлива, содержат 2 % и более серы и, кроме того, оксиды азота, газообразные и твердые продукты неполного сгорания, соединения тяжелых металлов.

Автомобильный транспорт относится к движущимся источникам загрязнения, широко встречающимся в жилых районах и местах отдыха.

В состав отработавших газов ДВС входят несколько десятков компонентов: токсичные – оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бензапирен; нетоксичные – азот, кислород, пары воды, диоксид углерода, водород.

Дизельные ДВС выбрасывают в большом количестве сажу, которая в чистом виде нетоксична, но ее частицы обладают высокой адсорбционной способностью, несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе канцерогенных, также сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая воздействие токсичных веществ на человека.

Количество выбросов вредных веществ зависит от технического состояния автомобиля. Этилированый бензин, вызывает загрязнение атмосферного воздуха токсичными соединениями свинца.

Выхлопные газы ГТДУ содержат токсичные компоненты: оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажу, альдегиды и другие.

Содержание токсичных составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима работы двигателя: - большая концентрации оксида углерода и углеводородов характерны для пониженных режимов (холостого хода, руления, приближения к аэропорту, при заходе на посадку), повышенное содержание оксидов азота - при работе на режимах близких к номинальному (взлет, набор высоты, полетный режим).

Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными двигательными установками происходит главным образом при их работе перед стартом, при взлете, при наземных испытаниях, в процессе их производства или после ремонта, при хранении и транспортировке топлива. Состав продуктов сгорания при работе таких двигателей определяется составом компонентов топлива, температурой сгорания, процессами диссоциации и рекомбинации молекул. Количество продуктов сгорания зависит от мощности (тяги) двигательных установок.

При сгорании твердого топлива выбрасывается пары воды, диоксид углерода, хлор, пары соляной кислоты, оксид углерода, оксид азота, а также твердые частицы .

После запуска образуется облако продуктов сгорания, водяного пара, песка, пыли. На высоте 3 км. оно может рассеяться, а может стать причиной кислотных дождей.

Масштабы разрушения ракетными двигателями озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Основное меню

Авторизация


© 2016 Электротехнический портал. Все права защищены.

Яндекс.Метрика