11.8.1. Электроэнергетика и окружающая среда
Усиление экологических приоритетов в мировой и российской политике, формирование либерализованного рынка электроэнергии, привлечение инвестиционных ресурсов в энергетическую отрасль предопределили увеличение роли экологической составляющей в энергетическом секторе экономики.
В течение последних десяти лет на международных форумах и конференциях, встречах «Группы восьми» вопросам гармонизации развития электроэнергетики и окружающей среды, включая совершенствование технологий, изменение структуры потребляемых топлив, снижение нагрузки на климатическую экосистему уделялось первоочередное внимание. Международное энергетическое агентство (МЭА) по просьбе лидеров стран «Группы восьми» в 2006 году разработало альтернативные сценарии и стратегии до 2050 года экологически чистой, эффективной и конкурентоспособной энергетики будущего, которые необходимо учитывать и при определении перспектив развития российской электроэнергетической отрасли.)
Воздействие электроэнергетики России на окружающую среду (см. 1.5.1) характеризуется следующими показателями:
- валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (сернистого ангидрида, окислов азота, твердых зольных частиц) составляют около 3 млн. т в год, а парниковых газов — около 500 млн. т;
- объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, — свыше 600 млн. м3;
- площадь земель, занятая под золоотвалы, составляет более 22 тыс. га;
- удельные значения выбросов при сжигании твердого топлива составляют: SO2 — 15 кг/ т. у.т., NOx — 3,4 кг/ т. у.т.; твердых частиц — 12 кг/ т. у.т.; СО2 при сжигании природного газа составляют — 1,62 т/т. у.т., мазута — 2,28 т/т. у.т., твердого топлива — 2,76 т /т у.т.;
- удельный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, составляет около 1 м3/МВт.ч.
На долю тепловой электроэнергетики России приходится (по отношению к общим показателям по Российской Федерации):
- около 16% от общего объема загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников;
- около 25% от общего объема выбросов парниковых газов в атмосферу;
- более 3% от объема сброса загрязненных сточных вод;
- около 2% накопленных твердых отходов (золы и шлаки ТЭС).
Поэтому повышение экологической эффективности деятельности предприятий электроэнергетики является одним из наиболее важных условий обеспечения устойчивого развития как отрасли, так и страны в целом.
За период 2005-2007 гг. производство электроэнергии на тепловых электростанциях выросло на 6,8% и в 2007 году ТЭС РАО «ЕЭС России» выработали 577,8 млрд. кВт.ч, что на 37,0 млрд. кВт.ч больше, чем в 2005 году. В этот же период (2005-2007 гг.) имело место увеличение абсолютных объемов выбросов загрязняющих веществ ТЭС РАО «ЕЭС России» на 107,3 тыс.т. В 2007 году ТЭС РАО «ЕЭС России» выбросили 2767,1 тыс.т загрязняющих веществ, что на 4,0% больше, чем в 2005 году. Однако негативное влияние на окружающую среду могло быть и большим без внедрения на ТЭС РАО «ЕЭС России» природоохранных мероприятий.
Снижение воздействия объектов электроэнергетики на окружающую среду достигается:
- созданием современной нормативно-правовой базы по экологии электроэнергетики;
- внедрением наилучших существующих технологий (НСТ) при производстве, транспорте и распределении тепловой и электрической энергии;
- применением на предприятиях электроэнергетики системы экологического менеджмента (СЭМ).
Нормативно-правовая база в области экологии совершенствуется и развивается как в Российской Федерации, так и на международном уровне. На всех стадиях жизненного цикла электростанции, включая проектирование, эксплуатацию и реконструкцию, обязательным условием является обеспечение национальных природоохранных стандартов и соблюдение международных конвенций в области охраны окружающей среды. В настоящее время природоохранную деятельность в Российской Федерации на объектах электроэнергетики регламентируют порядка 220 нормативно-правовых и нормативно-методических документов. Перечень этих документов включает в себя:
- федеральные законы («Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», "Водный кодекс" и др.);
- документы, утвержденные постановлениями и распоряжениями Правительства РФ ("Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", "Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" и др.);
- отраслевые и межотраслевые нормативно-методические и нормативно-технические документы, включая руководящие документы, инструкции, методики и пр. ("Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных", "Методика определения валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от котлов тепловых электростанций", "Правила организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных", "Определение токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний", "Определение токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по изменению уровня флуоресценции хлорофилла и численности клеток водорослей" и др.).
Базирующаяся на действующей российской нормативно-правовой базе система природоохранной деятельности может быть кратко охарактеризована следующим образом:
- устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в конкретном регионе, измеряемые на уровне органов дыхания человека, и предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ, определяемые региональными природоохранными органами в разрезе по предприятиям, расположенным в регионе (формирование томов ПДВ);
- нормы ПДВ обеспечивают независимую дифференциацию предприятий региона по степени их экологического воздействия на окружающую природную среду. Нормы ПДК позволяют предотвратить размещение новых производств даже с более низким воздействием на окружающую среду (по сравнению с действующими производствами) в "экологически напряженных регионах";
- в ряде случаев предприятия работают не в режиме ПДВ, а в режиме ВСВ - временно согласованных выбросов, размер которых превышает ПДВ и устанавливается природоохранными органами на период до пяти лет;
- в Российской Федерации в настоящее время действует порядок суммации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (установленный еще в СССР), который не имеет аналогов в международной практике. В соответствии с этим порядком устанавливаются нормативы не только выбросов конкретных загрязняющих веществ, но и их суммарный норматив, определяемый по специальной формуле с применением коэффициентов суммации. Поэтому установленные для электростанций жесткие нормативы выбросов на практике зачастую не выполняются.
Основными направлениями совершенствования нормативно-правовой базы с целью управления воздействием электроэнергетики на окружающую среду являются:
- оптимизация и приведение в соответствие с международно-правовыми нормами экологических стандартов качества окружающей среды;
- установление и внедрение на электростанциях технических нормативов по выбросам и сбросам, основанных на использовании НСТ;
- определение путей поэтапного доведения экологических показателей ТЭС до уровня, обеспечивающего выполнение обязательств по Конвенциям и Протоколам ООН (в т.ч. Конвенции ООН «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» и связанных с ней Протоколов, Рамочной Конвенции ООН по изменению климата и Киотского протокола);
- разработка процедуры Стратегической экологической оценки политик, планов и программ развития электроэнергетики.
Принимая во внимание долгосрочный характер решений в области энергетики и экологии, актуальным является учет планируемых изменений в национальном природоохранном законодательстве (включая необходимость скорейшего принятия федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"), гармонизации его с международным законодательством и анализ прогнозируемых показателей экологической эффективности энергетической системы Европейского Союза и других зарубежных стран.
Действующая зарубежная нормативно-правовая база по природоохранной деятельности кратко характеризуются следующим образом: предприятие не находится в прямой зависимости от ПДК в конкретной местности, а обязано соответствовать техническим нормативам выбросов (дифференцированно установленных для различных видов оборудования) и применять наилучшие существующие технологии. При этом в развитых зарубежных странах размер экологических платежей выше, чем в Российской Федерации.
Примерами важнейших международных конвенций, соглашений и директив в области природоохранной деятельности являются следующие:
- «Рамочная конвенция ООН об изменении климата» и Киотский протокол к ней;
- Конвенция ООН «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния»;
- Директивы (92/43/ЕЕС по сохранению природной среды, а также дикой флоры и фауны; 85/337/EEC по оценке воздействия определенных государственных и частных проектов на окружающую среду; 96/61/EC по комплексному контролю и предотвращению загрязнений; 2001/77/ЕС по мерам, способствующим производству электроэнергии от возобновляемых источников энергии на внутреннем рынке электроэнергии и др.).
В последние годы в странах ЕС и США постоянно вводятся нормативы на выбросы в атмосферу новых загрязняющих веществ. Так, в США уже более 10 лет помимо ограничения общей концентрации частиц действует стандарт РМ10 и четвертый год — стандарт РМ2.5, определяющие максимальные допустимые концентрации выбросов тепловыми электростанциями твердых частиц диаметром менее 10 и 2,5 мкм соответственно.
Сценарии ускоренного технологического развития (АСТ, Accelerated Technology), разработанные Международным энергетическим агентством (МЭА), показывают, что применение наилучших существующих (или разрабатываемых) технологий позволяет обеспечить гораздо более оптимистичное будущее для мировой энергетики. Эти сценарии демонстрируют, что к 2050 г. меры по повышению эффективности использования энергии позволят снизить потребление энергии на треть по сравнению с «базовым сценарием».)
В России категории «наилучшая существующая технология» - НСТ и «технологический норматив» пока формально не введены. Эти понятия определены проектом Федерального Закона РФ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», который находится в стадии разработки и рассмотрения уже несколько лет (с декабря 2002 года).
Плательщик наделяется правом выбирать систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду в целях исчисления и взимания платы. Хозяйствующие субъекты, которые применяют в своей деятельности наилучшие существующие технологии и при этом не выходят за пределы нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, платят без повышающего коэффициента; за величину превышения ориентированного на НСТ норматива воздействия плата взимается с пятикратным повышающим коэффициентом.
Законопроектом предусматривается трехлетний период для перехода от существующей - основанной на санитарно-гигиенических принципах - системы нормирования (в целях взимания платы) к технологической системе нормирования (в целях взимания платы).
Критерии отнесения технологий к НСТ пока не определены.
Под НСТ понимается «технология производства продукции (работ, услуг), основанная на последних достижениях науки и техники, имеющая сертификат НСТ аккредитованной в органах технического регулирования организации, внесенная в государственный реестр НСТ, при реализации которой достигается наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу произведенной продукции (работы, услуги), имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов».
В Евросоюзе большое внимание уделяется стимулированию перехода экономики к наилучшим технологиям по производству и использованию энергии. Для создания равновесия между требованием минимизировать загрязнение и реальными техническими возможностями, Директивой Совета Европейского Союза 96/61/ЕС предусмотрено применение механизма расчёта показателей воздействия на основе "наилучших доступных технологий" (НДТ). В условиях, когда на предприятия оказывается постоянное административное и общественное давление с требованием снижения уровня загрязнений, данный механизм позволяет выявить и отобрать реально существующие экономически эффективные технологии для каждой из отраслей, оказывающей специфическое вредное воздействие на окружающую среду, и на основании собранных данных определять достижимые требования. НДТ используются для определения указываемых в разрешении предельных величин выбросов, эквивалентных параметров и технических мер, без предписания использовать какую-либо технологию или специальные методы, но с учетом технических характеристик объекта, его географического расположения и местных условий окружающей среды.
Финансовый механизм реализации экологической политики энергетики России включает в себя создание инвестиционной системы реализации экологических проектов и программ. Важной частью этого механизма мог бы стать возврат части средств (до 70%) от платы генерирующих компаний за загрязнение окружающей среды на реализацию природоохранных мероприятий на электростанциях.
Возможные источники финансирования природоохранной деятельности: собственные средства энергопредприятий (в первую очередь включение экологической составляющей в тарифы на тепловую и электрическую энергию); федеральный, региональный и местный бюджеты, а также долгосрочные кредиты, в том числе иностранные. К числу потенциальных зарубежных инвесторов, которые на определенных условиях могут предоставить льготные кредиты и гранты, инвестируемые в природоохранные проекты, относятся Глобальный экологический фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Финансовая корпорация стран Северной Европы в области охраны окружающей среды.
Новыми источниками финансирования природоохранной деятельности в электроэнергетике могут стать (см. 11.8.3):
- в настоящее время - «углеродные» кредиты;
- в перспективе - использование средств по схеме «зеленых» инвестиций, продажа прав на выбросы оксидов серы и азота, положительно себя зарекомендовавшая за рубежом в качестве рыночного механизма управления состоянием окружающей среды.
11.8.2. Экологическая работа в энергокомпаниях
Система экологического менеджмента (СЭМ) в энергопредприятии на основе международного стандарта серии ISO14000 служит учету приоритетов охраны окружающей среды при планировании и осуществлении деятельности энергокомпании.
Внедрение СЭМ позволяет энергокомпании достичь следующих эффектов:
- развитие системы стратегического и тактического управления (повышение устойчивости компании, эффективности управления);
- повышение прозрачности управления окружающей средой;
- улучшение взаимодействия с крупными международными компаниями;
- уменьшение вероятности возникновения нештатных и аварийных ситуаций;
- предупреждение негативного воздействия энергокомпаний на окружающую среду и снижение экологических платежей.
Согласно стандартам серии ISO 14000 существует пять основных элементов системы экологического менеджмента (СЭМ): экологическая политика, планирование, внедрение и функционирование СЭМ, проверка текущей деятельности (оценка, мониторинг и измерение экологических показателей деятельности), анализ СЭМ со стороны руководства и последовательное улучшение.
В основе модели СЭМ лежит цикл Деминга Plan-Do-Check-Act (PDCA) или "План-Действие-Проверка-Корректировка". На рис. 11.8.1 совмещены цикл Деминга и модель СЭМ и основные элементы СЭМ полностью соответствуют циклу Деминга.
Рис. 11.8.1 Схема, иллюстрирующая совмещение цикла Деминга и модели СЭМ.
Система экологического менеджмента, представленная на рис. 11.8.2, интегрируется в производственную деятельность энергокомпании. Вопросы экологии требуют учета при взаимодействии с поставщиками, потребителями, заинтересованными сторонами, органами государственной власти.
Рис. 11.8.2 Схема, иллюстрирующая СЭМ энергокомпании.
Система экологического менеджмента энергокомпании включает 5 взаимосвязанных элементов:
- экологическая политика;
- планирование природоохранной деятельности в соответствии с принятой экологической политикой;
- реализация системы экологического менеджмента;
- измерение и оценивание;
- анализ и улучшение.
Концепция реализации экологической политики РАО "ЕЭС России" до 2015 года и Основные направления реализации экологической политики на 2007-2009 годы определили основные аспекты практической деятельности энергокомпаний по реализации Экологической политики, принятой РАО "ЕЭС России" в декабре 2005 года). Цель Экологической политики в электроэнергетике - повышение уровня экологической безопасности, рост капитализации энергокомпаний за счет обеспечения надежного и экологически безопасного производства, транспорта и распределения энергии, комплексного подхода к использованию природных энергетических ресурсов.
Для системного обеспечения реализации Экологической политики на уровне РАО "ЕЭС России" выполнялся ряд централизованных работ – проведение экологического обучения руководства и персонала энергокомпаний, организация экологического аудита, осуществление методической координации внедрения в компаниях систем экологического менеджмента, разработка стандартов и методических документов по экологической безопасности. Была разработана система рейтингования энергокомпаний по их экологической эффективности. Все эти работы входили в состав ежегодных экологических программ РАО "ЕЭС России", которые разрабатывались и выполнялись с учетом положений Экологической политики и Концепции ее реализации до 2015 г.
Работа по реализации Экологической политики на уровне энергокомпаний осуществлялась следующим образом: РАО "ЕЭС России" устанавливало долгосрочные (до 2015 года) целевые показатели по сокращению каждого вида выбросов загрязняющих веществ, увязанные с перспективными энергобалансами, и доводило их до энергокомпаний. Каждая энергокомпания утверждала собственную среднесрочную (на 3 года) экологическую программу, содержащую конкретные природоохранные мероприятия, встроенную в бюджет компании и обеспечивающую достижение целевых экологических показателей. Регулярный мониторинг программ энергокомпаний позволял контролировать реальный прогресс в достижении отраслью установленных целевых экологических показателей.
Предприятиями электроэнергетики, в рамках реализации экологической политики РАО "ЕЭС России", были разработаны, утверждены и реализуются 114 собственных экологических программ на 2007-2009 годы. Эти программы учитывают основные параметры экологической концепции до 2015 года и индикаторы, установленные основными направлениями на 2007-2009 гг., в том числе:
- предельные нормативы удельных выбросов в атмосферу NOx, SO2, твердых зольных частиц на 1 куб.м. отходящих газов для вводимого оборудования;
- снижение удельных объемов использования свежей воды, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты общего пользования на на 1 МВт/ч;
- увеличение доли использования золошлаковых отходов ТЭС;
- проведение экологического аудита;
- внедрение системы экологического менеджмента;
- сертификация на соответствие международному стандарту ИСО 14001;
- повышение экологического рейтинга и имиджа энергокомпании.
Экологические программы энергокомпаний направлены на реализацию в ближайшей перспективе (1-3 года) конкретных эффективных экологических проектов.
В настоящее время в энергокомпаниях отрасли уже имеется практический опыт реализации экологических проектов:
- по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:
- применение на ТЭЦ Мосэнерго (ОАО "ТГК-3") газомазутных горелок ГПС-8, ГПС-12 с уменьшением концентрации NOх в уходящих газах на 70-80 мг/куб.м., внедрение технологии эмульгирования жидких топлив (метод кавитационной обработки с преобразованием жидкого топлива в водомазутную топливную эмульсию) со снижением выбросов NOх на 10-30%, сажистых веществ - на 30-50%;
- внедрение на Северодвинской ТЭЦ-1 (ОАО "ТГК-2"), Интинской ТЭЦ и Воркутинской ТЭЦ-2 (ОАО "ТГК-9") ВИР-технологии (аэродинамическое перераспределение топливных и воздушных потоков топлива в условиях многократного циркулирования частиц в камерной топке) со снижением выбросов в атмосферу оксидов азота на 45%, зольных твердых частиц - на 20%;
- замена на Омской ТЭЦ-5 (ОАО "ТГК-11") электрофильтра ЭГБМ на электрофильтр ЭСГ со снижением выбросов зольных частиц в атмосферу на 3,3 тыс.т в год;
- по защите водных объектов:
- реконструкция на Жигулевской ГЭС (ОАО "Русгидро") гидротурбинного оборудования (проведение замены маслонаполненных рабочих колес турбин поваротнолопастного типа с использованием в качестве подшипников вкладышей из самосмазывающихся материалов (бронзофторопластовые и углестеклопластиковые композиции)) с уменьшением сброса масла на 11 тонн в год;
- установка на сбросном канале Среднеуральской ГРЭС (ОАО "ОГК-5") плавающих биофильтров-понтонов с улучшением качества воды в Исетском водохранилище за счет снижения концентрации в воде азота и фосфора (утилизация макрофильтрами (эйхорния)) с последующей доочисткой воды на рыбофильтре, заселенном толстолобиком, питающимся фитопланктоном;
- по защите земель:
- пылеподавление биологическим методом на золоотвале Омской ТЭЦ-5 (ОАО "ТГК-11") за счет выращивания сомкнутого травяного покрова (на золоотвале площадью 60 га), препятствующего ветровой и водной эрозии, с эффективностью (по пылеподавлению) на уровне 85%;
- горнотехническая рекультивация нарушенных земель (Назаровская ГРЭС ОАО "ТГК-13") за счет отгрузки, транспортировки и использования 200 тыс.т золошлаковых отходов для проведения рекультивационных работ на участке Ачинский Назаровского угольного разреза (с возможностью создания зеленой зоны в непосредственной близости от г. Назарово);
- по проведению экологических работ в электросетевом хозяйстве:
- внедрение ОАО "ФСК ЕЭС" комбинированных электромагнитных экранов (КЭМЭ) со снижением напряженности магнитного поля до значений, соответствующим ПДУ, СанПин и ГН;
- обеспечение защиты жизни дальневосточных аистов, внесенных в Красную книгу, и ВЛ-500 кВ от аварийных отключений (в результате попадания птиц на высоковольтную линию) на основе применения металлических дуг и установки специальных площадок на опорах для гнездования аистов на ВЛ-500 кВ.
Дальнейшее выполнение принятых экологических программ энергокомпаний на 2007-2009 гг. должно увеличить число реализованных эффективных экологических проектов в электроэнергетике. При этом, в условиях новой системы управления электроэнергетикой, следует продолжить работу по реализации Экологической политики на уровне отрасли и энергокомпаний. Необходимо обозначить приоритет Экологической политики и ведущую роль Минэнерго России по вопросам:
- разработки Концепции экологической политики в электроэнергетической отрасли (в постреформенный период);
- организационного обеспечения разработки новых экологических программ энергокомпаний на период 2010-2012 гг.
11.8.3. Формы и методы участия энергопредприятий в механизмах Киотского протокола.
С конца 1980-х годов во всём мире нарастает обеспокоенность происходящими климатическими изменениями. Последние научные данные неопровержимо доказывают, что доминирующей причиной климатических изменений является антропогенное усиление парникового эффекта. Главный вывод последних лет: изменение климата – очень серьёзная глобальная проблема, требующая от каждой страны активной внутренней политики и скоординированных международных усилий.
В случае отказа от реализации активной политики по борьбе с глобальным потеплением высок риск сильных и резких изменений климата. К 2050 году глобальное потепление может возрасти до 2-5оС, что является пределом устойчивости климатической системы нашей планеты. Фундаментальным элементом климатической политики в настоящее время является достижение договорённости по определению допустимого уровня концентрации парниковых газов в атмосфере.
С этой целью в 1997 году в г. Киото был принят Киотский протокол (КП) к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), а в 2005 году, после его ратификации Российской Федерацией, он вступил в силу. В настоящее время Сторонами Протокола являются 178 государств.
Киотский протокол накладывает конкретные количественные обязательства на развитые страны и страны с переходной экономикой, в т.ч. и Россию (Стороны Приложения I к РКИК) по сокращению или ограничению национальных объемов антропогенных выбросов парниковых газов в первый период его действия (2008-2012гг.) по сравнению с уровнем базового 1990 года:
ЕС - 92 % (с внутренним перераспределением);
США - 93%;
Япония, Польша, Венгрия, Канада - 94%;
Россия, Украина - 100%;
Норвегия - 101%;
Австралия - 108%;
Исландия - 110%.
Согласно Приложению А к Киотскому Протоколу к парниковым газам (ПГ) относятся: двуокись углерода (CO2); закись азота (N2O); метан (CH4); гексафторид серы (SF6); перфторуглероды (PFCs или ПФУ); гидрофторуглероды (HFCs или ГФУ).
Оценка выбросов каждого типа ПГ для энергетики приведена ниже.
Двуокись углерода (СО2) – основная составляющая продуктов сгорания органического топлива; в незначительных количествах образуется при тлении угля на угольных складах, а также при работе автотранспорта (около 98-99 % выбросов всех ПГ).
Закись азота (N2O) в незначительных количествах образуется при сжигании органического топлива (около 1 %).
Метан (CH4), а точнее природный газ, основной составляющей которого являются метан и другие углеводороды, на электростанциях выбрасывается вследствие его утечек из станционного газового хозяйства, при растопке котлов, а также в качестве основной составляющей углеводородов, выделяется при сливе жидкого топлива из ж/д цистерн и вследствие испарения из баков мазутохранилищ (менее 1 %).
Гексафторид серы (SF6) или элегаз выбрасывается вследствие его утечек от элегазового электротехнического оборудования (менее 0,01 %).
Перфторуглероды (ПФУ) и гидрофторуглероды (ГФУ) нехарактерны для предприятий электроэнергетики.
Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата является первым международным документом обязательного действия, накладывающим ограничения на экологическую деятельность предприятий. Он вводит в обращение рыночные инструменты, обеспечивающие выполнение установленных обязательств наиболее эффективным способом. В настоящее время на повестке дня международного сообщества стоит вопрос об обязательствах стран на посткиотский период (на период после 2012 года).
Поскольку основным источником антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу является сжигание ископаемого топлива, для выполнения своих обязательств по КП странам необходимо предпринимать меры по сокращению или ограничению его потребления, повышению эффективности использования энергии, разработке и более широкому использованию возобновляемых источников энергии и инновационных низкоуглеродных технологий. В настоящее время происходит формирование глобальных экологических рынков с обращением на них финансово-экологических инструментов («разрешения на выбросы», «единицы условного количества»).
Для полноправного участия в механизмах Киотского протокола сторона должна соответствовать международным требованиям или так называемым критериям приемлемости, выполнение которых необходимо защитить перед международным сообществом в лице Секретариата РКИК. В зависимости от соответствия стороны всем этим критериям, определяют, по какому варианту будет проходить процедура реализации ПСО в стране.
КП для снижения выбросов наиболее экономически целесообразным способом в дополнение к национальным мерам установил 3 механизма взаимодействия между странами, а именно:
- проекты совместного осуществления;
- торговля выбросами;
- механизм чистого развития (касается технологической и финансовой помощи развивающимся странам).
Проекты совместного осуществления (ПСО) могут быть реализованы в следующем порядке: страна, которая испытывает трудности с выполнением своих количественных обязательств по КП (или отдельная компания этой страны), готова вкладывать инвестиции в реализацию проектов, сокращающих выбросы ПГ в другой стране (компании), где стоимость сокращения выброса одной тонны СО2 значительно ниже. Полученные в результате реализации таких проектов «единицы сокращения выбросов» могут быть переданы инвестирующей стороне в зачет ее обязательств. Осуществление ПСО возможно между двумя юридическими лицами при условии, что проект одобрен правительствами этих стран.
Торговля правами на выбросы означает, что одни страны, имеющие (в соответствии с Приложением В к КП) обязательства по ограничению выбросов, могут покупать у других стран (указанных в Приложении В) неиспользованные квоты на выбросы.
Принципиальное различие между этими двумя механизмами заключается в том, что один из них связан с реализацией конкретных проектов, сокращающих выбросы ПГ, в то время как второй допускает прямую продажу избытка квот, выделенных стране, вне зависимости от причин возникновения этого избытка.
Применение странами каждого из механизмов возможно при условии выполнения определенных условий и прохождения установленных процедур. В зависимости от количества и качества выполнения процедур страна, согласно КП, будет иметь доступ к тем или иным механизмам, предусмотренным КП.
Особое значение для нашей страны и российской электроэнергетики имеет механизм проектов совместного осуществления. Проект совместного осуществления (ПСО) – проект, приводящий к сокращению выбросов парниковых газов, и оформленный в соответствии с требованиями ст. 6 Киотского протокола. Согласно статье 6 Киотского протокола, основное требование к ПСО состоит в том, что проект должен приводить к дополнительному сокращению выбросов по отношению к любым сокращениям, которые имели бы место без реализации данного проекта. Дополнительность − это требование, относящееся к использованию механизмов гибкости Киотского протокола. Эти механизмы должны быть дополнительными к внутренним мерам, направленным на выполнению обязательств по сокращению/ограничению выбросов. Внутренние меры являются основным элементом работы каждой Стороны КП, направленной на выполнение обязательств по сокращению/ограничению выбросов.
В методических документах по ПСО, принятых Исполнительным советом механизма чистого развития, для обоснования дополнительности проекта предлагается доказать хотя бы одно из следующих утверждений:
- проект в обычных условиях экономически нежизнеспособен и без привлечения инвестиций в обмен на сокращение выбросов не может быть реализован.
- существуют более привлекательные с экономической точки зрения альтернативы данному проекту, которые можно реализовать при существующих экономических, политических и прочих условиях. Самый простой пример альтернативы – это продолжение существующей практики (замена оборудования на аналогичное).
- для реализации проекта в обычных условиях имеются серьезные препятствия (барьеры), которые отсутствуют в альтернативных вариантах проекта. Барьером могут считаться, например, повышенные риски вложений в новые технологии снижения выбросов ПГ, которые планируется применять в ПСО. Данные барьеры преодолеваются за счет привлечения углеродных инвестиций.
Из выше сказанного следует, что проект, строительно-монтажные работы по которому начались до подключения его к киотским механизмам (например, за счет собственных или заемных средств и без привлечения углеродного финансирования), приравнивается к внутренним мерам, направленным на выполнению обязательств по сокращению/ограничению выбросов и не может считаться дополнительным. Следовательно, такой проект не удовлетворяет требованиям КП.
Рис. 11.8.3. Схема реализации ПСО в России.
Проектный цикл подготовки ПСО включает следующие этапы (см. рис. 11.8.3):
1) Подготовка предварительной информации о проекте (PIN) – документ, содержащий информацию об участниках проекта; описание деятельности по проекту; описание того, каким образом произойдет снижение выбросов парниковых газов (ПГ) при реализации проекта; предварительный расчет единиц сокращенных выбросов (ЕСВ) ПГ и предварительную схему финансирования проекта. PIN разрабатывается с целью представления проекта потенциальному покупателю ЕСВ, для принятия решения об инвестировании проекта, финансировании разработки PDD и детерминации;
2) Разработка проектного документа (PDD) – документ, содержащий доказательство условия дополнительности проекта; расчет, обоснование и доказательство получаемых ЕСВ ПГ; план мониторинга и верификации получаемых ЕСВ; воздействие на окружающую среду и мнения заинтересованных сторон. Проектный документ (PDD) является основным документом, на основании которого принимается решение уполномоченными организациями о придании проекту статуса ПСО;
3) Регистрация проекта в национальном уполномоченном органе и уполномоченном органе Стороны Киотского протокола (КП), которая приобретает ЕСВ. Цель данного этапа заключается в выполнении положений статьи 6 КП, одним из условий которой является утверждение проекта участвующими Сторонами, как ПСО;
4) Подготовка Отчета о детерминации – документ, содержащий оценку проекта независимым экспертом (валидатором), аккредитованным при Секретариате РКИК ООН, на соответствие руководящим принципам для осуществления статьи 6 Киотского протокола (КП). Валидатор проводит экспертизу проектного документа (PDD), подтверждает или не подтверждает заявленный объем ЕСВ и выдает заключение, отвечает ли проект требованиям Киотского протокола;
5) Регистрация проекта в Комитете по надзору за соблюдением статьи 6 КП. На основании представленных в Комитет по надзору проектного документа (PDD), отчета по детерминации и свидетельств об утверждении проекта участвующими Сторонами производится регистрация проекта и придание ему статуса ПСО.
Электроэнергетика является основным источником выбросов парниковых газов от антропогенной деятельности. Сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) при реализации проектов строительства и реконструкции ТЭС достигается по двум основным направлениям:
- использование в проекте менее углеродно-интенсивного топлива;
- снижение удельного расхода топлива на единицу отпущенной энергии.
Углеродная интенсивность топлива – это количество СО2, образующегося при сжигании тонны конкретного вида топлива, и характеризуется коэффициентом эмиссии, который составляет:
- для угля – 2,76 тоннСО2/тут, (наибольшие выбросы СО2);
- для мазута – 2,28 тоннСО2/тут;
- для газа – 1,62 тоннСО2/тут.
Как видно из представленных данных уголь характеризуется наибольшей углеродной интенсивностью.
Для оценки сокращения выбросов по проекту применяется т.н. фактор эмиссии - это количество СО2 образующегося при производстве 1 кВтч или 1 Гкал (гСО2/кВтч или кгСО2/Гкал).
Для достижения сокращения выбросов парниковых газов при реализации проектов строительства и реконструкции ТЭС должно быть соблюдено следующее правило: новая или реконструируемая мощность должна обеспечить замещение (вывод) эквивалентной мощности, а фактор эмиссии у новой и(или) реконструируемой мощности должен быть ниже фактора эмиссии замещаемой мощности.
При новом строительстве объектом замещения является электроэнергия, поставляемая в ЕЭС от ТЭС, сжигающих различные виды топлива. Для ЕЭС России доминирующим видом топлива является газ, и фактор эмиссии имеет значение около 500 гСО2/кВтч.
К проектам по снижению выбросов парниковых газов в энергетике относятся следующие типы проектов:
- повышение эффективности производства тепла и электроэнергии с внедрением современного оборудования (ПГУ, ГТУ и т.п.);
- возобновляемые источники энергии (ГЭС, ВЭС, ГеоЭС, ПЭС, СЭС, установки сжигающие биотопливо). В гидроэнергетике в качестве ПСО принимаются проекты строительства русловых ГЭС; строительства ГЭС с отношением установленной мощности к площади водохранилища превышающим 4 Вт/м2 ; реконструкции или техперевооружения ГЭС с увеличением отпуска электроэнергии без увеличения площади существующего водохранилища;
- перевод станций на более чистое топливо (т.е. с угля на газ или с мазута на газ);
- использование попутного, факельного газа для выработки энергии;
- совершенствование систем теплоснабжения и комбинированной выработки тепла и электроэнергии (пенополиуретановая изоляция, замещение котельных и т.п.);
- локальное совершенствование технологий и мероприятия по энергосбережению (частотно-регулируемые приводы, гидромуфты, турбины малой мощности взамен редукционно-охладительных установок, турбодетандеры и др.).
Регистрация проектов совместного осуществления в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 года №332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».
Международная регистрация проектов ПСО может проводиться до 2012 года. В июне 2007 года на встрече G8 в Германии мировые лидеры приняли политическое решение о начале совместных действий по снижению выбросов парниковых газов. Международная конференция на о.Бали в декабре 2007 года, участниками которой стали более 200 стран, приняла так называемый переговорный мандат, определяющий формат и сроки принятия решений по будущим (после 2012 г.) обязательствам конкретных стран, с целью принятия через 2-3 года нового Протокола к РКИК ООН о сокращении выбросов. В развитие переговорного процесса в 2009 году в Копенгагене (Дания) состоятся переговоры стран-участниц Киотского протокола по достижению соглашения о сокращении выбросов парниковых газов на посткиотский период, т.е. начиная с 2013 года.
Следует отметить, что в целом технический потенциал сокращения выбросов парниковых газов в российской электроэнергетике составляет свыше 100 млн. т СО2. Использование этого потенциала в полном объеме может позволить привлечь в электроэнергетическую отрасль России около 700 млн. евро углеродных инвестиций.
ОАО РАО «ЕЭС России», учитывая позитивные перспективы применения положений Киотского протокола в электроэнергетике России, в 2000 году приняло решение о создании Некоммерческой инвестиционной экологической организации «Энергетический углеродный фонд» (ЭУФ). Фонд начал проводить работы по углеродной тематике еще до ратификации Российской Федерацией Киотского протокола. Стратегическая цель ЭУФ – максимальная капитализация экологического ресурса путём:
- продажи единиц сокращённых выбросов и направления вырученных средств в проекты повышения энергоэффективности и улучшения экологических показателей;
- создания внутрикорпоративных механизмов, обеспечивающих достижение экологических показателей с минимальными издержками;
- привлечения ресурсов к реализации экологических проектов;
- управления сопутствующими ресурсами и их распределения между участниками проекта.
Энергетическим углеродным фондом проведен расчет выбросов парниковых газов в электроэнергетике на период до 2020 года для базового и максимального вариантов развития энергетики, предусмотренных Генеральной схемой размещения объектов энергетики до 2020 года для предприятий холдинга ОАО «РАО ЕЭС России», Росэнергоатома, ОАО «Татэнерго», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Башкирэнерго», блок-станций и независимых производителей.
По результатам расчета для базового варианта к концу первого бюджетного периода (за 2012 год) выбросы парниковых газов по отрасли составят 655,9 млн.т СО2, (82,7% от уровня 1990 года); к концу второго бюджетного периода (за 2017 год) – 738,6 млн.тСО2, (93,1% от уровня 1990 года); уровень 1990 года будет достигнут после 2020 года. Для максимального варианта к концу первого бюджетного периода (за 2012 год) выбросы парниковых газов по отрасли составят 708,3 млн.тСО2, (89,3% от уровня 1990 года); к концу второго бюджетного периода (за 2017 год) – 918,8 млн.тСО2, (115,8% от уровня 1990 года); уровень 1990 года будет достигнут в начале 2015 года.
Представленный расчет показывает, что в первом бюджетном периоде 2008-2012гг. реализация квот на выбросы парниковых газов позволит привлечь углеродное финансирование в инвестиционные проекты и не приведет к ограничениям промышленного роста в стране.
Первым проектом в России по применению механизмов Киотского протокола для модернизации российской энергетики стало заключение соглашения с Датским агентством по охране окружающей среды (DEPA) о продаже единиц сокращений парниковых газов, полученных при модернизации ТЭЦ в Хабаровском крае и Оренбургской области. Проектом была предусмотрена реконструкция Амурской ТЭЦ-1 в Хабаровском крае с переводом двух котлов на сжигание газового топлива, а также модернизация Медногорской ТЭЦ в Оренбургской области, где установят новую паровую турбину и две газотурбинные установки с паровыми котлами-утилизаторами. Объемы инвестиций оцениваются соответственно в 9 млн. и 11 млн. евро. В результате реализации проекта выбросы на Амурской ТЭЦ-1 сократятся на 1 млн. тонн углекислого газа, а на Медногорской ТЭЦ - на 210 тысяч тонн.
Всего же энергокомпаниями РАО «ЕЭС России» совместно с ЭУФ разработано 30 проектов совместного осуществления в электроэнергетике, которые позволяют заключить инвестиционных контрактов общим объемом сокращения выбросов более 10 млн. тонн СО2экв. Энергетический углеродный фонд заключил агентские договоры и предварительные инвестиционные контракты с генерирующими компаниями общим объемом сокращения выбросов более 20 млн. тонн СО2экв.
Механизм чистого развития (МЧР) учрежден в рамках статьи 12 Киотского протокола и основывается на том, что Стороны, включенные в Приложение I к РКИК (развитые страны и страны с переходной экономикой), могут использовать для выполнения своих обязательств по Протоколу «сертифицированные сокращения выбросов» (ССВ), полученные в результате осуществления проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или увеличение абсорбции парниковых газов, на территории стран, не включенных в Приложение I (развивающиеся страны). Помимо достижения Сторонами Приложения I к РКИК своих количественных обязательств по Киотскому протоколу, МЧР должен способствовать развивающимся странам в обеспечении их устойчивого развития.
В отличие от других киотских механизмов ССВ по проектам МЧР могут быть выпущены уже с 2000 года, а не с 2008, и передаваться Сторонам Приложения I к РКИК для обеспечения соблюдения ими своих обязательств по Киотскому протоколу в первый период с 2008 по 2012 гг.
Сертификация сокращений выбросов происходит исходя из критериев добровольности участия стран, «реальных, измеримых и долгосрочных преимуществ» проектов, а также дополнительности полученных сокращений парниковых газов, т.е. сокращение должно быть более значительным, чем то, которое имело бы место в случае отсутствия зарегистрированной деятельности по проекту МЧР.
Страна, на территории которой реализуется проект МЧР, называется Принимающей Стороной, обязательными условиями для участия которой являются ратификация Киотского протокола и назначение национального органа по МЧР.
Ответственным органом, регулирующим деятельность в рамках МЧР, является Исполнительный комитет (ИК МЧР). Принципы его работы прописаны в Марракешских Соглашениях. Окончательно они были одобрены на Первом Совещании Сторон Киотского протокола в Монреале в 2005 году. Несмотря на это, МЧР и его Исполнительный комитет начали свою работу по завершении Седьмой сессии Конференции Сторон РКИК в Марракеше в 2001 году.
К основным задачам ИК МЧР относятся одобрение и регистрация предлагаемых проектов в качестве проектов МЧР; также ИК МЧР утверждает новые методологии по проектам, создает и поддерживает реестр МЧР, обеспечивает доступ общественности к техническим отчетам и выполняет другие функции.
11.7. Техническое регулирование в электроэнергетике и управление качеством< Предыдущая | Следующая >11.9. Оперативное управление |
---|