11.7. Техническое регулирование в электроэнергетике и управление качеством

05.09.2013 16:52
Печать
(3 голоса, среднее 4.33 из 5)

11.7.1. Закон «О техническом регулировании» и его применение в электроэнергетике.

Принятие закона "О техническом регулировании" кардинально изменило всю систему принятия и применения технических требований к продукции и связанными с ними процессами производства. Закон предусматривает государственное регулирование только в сфере безопасности. Качество, свойства, характеристики,  конструкция становятся категориями рыночными.

Обязательные минимальные требования по безопасности устанавливаются только техническими регламентами, которые принимаются законодательными актами, в целях:

Принятие технических регламентов в других целях не допускается.

Механизм разработки технических регламентов  демократичный и гласный.  В соответствии с Законом, разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Законом также предусмотрены публикация уведомления о разработке проекта технического регламента и самого проекта, его публичное обсуждение и учет при разработке окончательного варианта представленных замечаний.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется компетентными экспертными комиссиями, в состав которых должны входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Технические регламенты вводятся в действие Законом, принимаемым Федеральным Собранием РФ.

Для обеспечения практического применения норм и требований технических регламентов, повышения уровня безопасности относительно требований технических регламентов, а также для реализации научно-технической политики, рационального использования ресурсов, технологической и информационной совместимости, сопоставления результатов исследований (испытаний) измерений осуществляется стандартизация.

Стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 Закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 года). Законом предусматривается разработка и принятие национальных стандартов, сводов правил и стандартов организаций. При этом процедура принятия национальных стандартов предполагает их публичное обсуждение.

Национальные стандарты поддерживают технические регламенты, они также являются доказательной базой для определения соответствия требованиям технических регламентов. При отсутствии национальных стандартов в целях поддержания технических регламентов применяются своды правил. Наряду с этим национальные стандарты:

Схема формирования национальных стандартов

Рис.11.7.1 Схема формирования национальных стандартов

Стандарты организаций разрабатываются для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг. Они принимаются на добровольной основе и становятся обязательными к применению в конкретной организации лишь после их принятия как Стандарта данной организации. Ранее действовавшие как обязательные государственные стандарты (ГОСТы) остаются обязательными к исполнению только в части содержащихся в них требований по безопасности и до момента принятия соответствующих технических регламентов.

Неотъемлемой частью системы технического регулирования является подтверждение соответствия, т.е. документальное удостоверение соответствия продукции или процессов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (глава 4 Закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 года).

Система технического регулирования в электроэнергетике, базирующаяся на вступившем в силу в июле 2003 года Законе «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27.12.2002 года), направлена на:

Основой новой системы технического регулирования является ее нормативная база. Существующая база нормативно-технической документации (НТД) вобрала в себя многолетний опыт функционирования электроэнергетического комплекса. Однако, как показал анализ, она стала в определенной мере тормозом на пути эффективного развития отрасли по следующим причинам:

Вышеизложенное предопределило необходимость создания новой нормативной базы технического регулирования в электроэнергетике, основные принципы которой следующие:

Создание  новой нормативной базы технического регулирования в электроэнергетике и взаимоувязка входящих в неё нормативных документов, осуществляется на основе системного подхода, что позволяет:

К настоящему времени принята следующая структура нормативно-правовой базы технического регулирования в электроэнергетике:

Технические регламенты

Утверждаются как законодательные акты РФ

Национальные стандарты

Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

Своды правил

Утверждаются Федеральными органами исполнительной власти

Стандарты организации

Утверждаются Решением Руководства Организации (юридические лица)

Инструкции, правила и др., создаваемые для каждого конкретного объекта энергетики или конкретного технологического процесса

Утверждаются приказом Руководителя энергообъекта

Как было сказано выше, технические регламенты устанавливают минимально необходимые, но исчерпывающие требования, обеспечивающие все виды безопасности, в том числе:

Федеральным Законом от 01.05.2007 №65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О техническом регулировании»» определен перечень первоочередных технических регламентов, которые должны быть разработаны до 01.01.2010 года и приняты в форме Федерального Закона, в том числе непосредственно относящиеся к электроэнергетике:

Перечень технических регламентов не является исчерпывающим, в связи с этим  в настоящее время дополнительно инициируется разработка трех технических регламентов:

Одновременно с утверждением технических регламентов утверждается и перечень национальных стандартов, поддерживающих данный технический регламент. Программу разработки национальных стандартов формирует и утверждает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии («Ростехрегулирование»), а сводов правил - органы исполнительной власти (ст. 16 Закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 года). В настоящее время разрабатываются пакет первоочередных национальных стандартов, поддерживающих вышеназванные технические регламенты.

Перечень стандартов организации, входящих в нормативную базу технического регулирования в электроэнергетике, включает в себя более 200 документов по 11 основным видам энергообъектов:

В базовом варианте по каждому виду энергообъекта создаются комплекты стандартов, состоящие из 5 основополагающих документов (рис. 11.7.2):

Стандарты организаций – объектов Т.Р. в электроэнергетике

Рис 11.7.2 Стандарты организаций – объектов Т.Р. в электроэнергетике

Так, например, выглядит в «модельном» варианте система стандартов для гидроэлектростанций:

При создании системы стандартов организаций, в целях разработки более адресных документов, сложные энергетические объекты (например, тепловые электростанции, гидроэлектростанции и др.) дополнительно разделены на отдельные технические системы, для которых так же создавались пакеты стандартов организации в соответствии с вышеизложенным подходом. С учётом этого для гидроэнергетики, например,  комплект стандартов организации включает в себя 23 документа.

Как было сказано выше, вновь созданные документы должны иметь экономическое обоснование, предполагающее совокупную оценку затрат на выполнение норм и требований технического регламента или стандарта и оценки потенциального ущерба, который может возникнуть при невыполнении указанных требований. Содержащиеся в стандартах нормы и требования должны быть гармонизированы с соответствующими нормами и требованиями международных стандартов.

После экспертизы, согласования и утверждения, стандарты организаций размещаются в Фонде вновь созданных нормативных документов.

11.7.2. Практика стандартизации в электроэнергетике.

Основой для создания новой нормативной базы стали действующие в электроэнергетике нормативно-технические документы. Однако, как уже было сказано выше, в них содержались, как требования по безопасности, так и требования к качеству, свойствам, характеристикам, конструкции. Кроме того ряд содержащиеся в них требований был избыточен или недостаточен, либо потерял актуальность. В связи с этим, для создания новой нормативной базы была применена  следующая технология:

Для эффективной работы по созданию новой нормативной базы технического регулирования разработан порядок, предусматривающий:

Схема организация приемки работ предусматривает многоуровневый контроль за содержанием, форматом разрабатываемых документов (рис.11.7.3).

рис.11.7.3 Организация приемки работ

Разработчики отдельных стандартов передают разработанный документ в организацию, отвечающую за разработку группы стандартов (для определенного вида энергообъектов). После внутренней экспертизы организация, отвечающая за разработку группы стандартов (лота), представляет документы для научно-технической экспертизы  в ОАО "Энергетический институт им.Г.М.Кржижановского" ("ЭНИН") и методологической экспертизы в Некоммерческую организацию  «Фонд поддержки законодательных инициатив» («ФПЗИ»).

Далее согласованный документ рассматривается  специально созданной из специалистов отрасли, представителей промышленности, ученых РАН, специалистов смежных отраслей Рабочей группой и после ее одобрения – Центральной комиссией по техническому регулированию  ОАО РАО «ЕЭС России» (далее - ЦКТР). При положительном решении ЦКТР издается Приказ о введении в действие данного стандарта организаций и проводятся соответствующие процедуры по присоединению к стандарту заинтересованных энергокомпаний.

Финансирование работ по созданию нормативной базы технического регулирования осуществляется совместно  энергокомпаниями (ОГК, ТГК, МРСК, РСК и д.р.) с концентрацией средств в Некоммерческом Партнерстве «Инновации в энергетике» (НП «ИНВЭЛ»), которое определено финансовым оператором данной программы (рис. 11.7.4).

рис. 11.7.4 Организация финансирования работ

Для формирования, последующего использования и актуализации нормативной базы технического регулирования создана информационно – аналитическая система технического регулирования (рис. 11.7.5.)

Информационно – аналитическая система технического регулирования

рис. 11.7.5 Информационно – аналитическая система технического регулирования

Информационно-аналитическая система обеспечивает формирование баз данных как  ранее существующих нормативных документов, так и вновь созданных документов. Кроме того, данная система формирует базу данных отдельных норм и требований, созданную на основе результатов «распаковки» существующих документов и позволяет использовать ее при  создании новых документов. Система позволяет вести  поиск документов или их фрагментов во всех указанных базах данных по различным признакам.

Система также  даёт возможность отследить включение актуальных норм и требований в создаваемые документы и определять источник таких норм и требований. Вышеперечисленные функциональные возможности системы позволяют:

Пользователями системы могут быть организации электроэнергетического комплекса, разработчики нормативных документов, органы власти, органы государственного контроля и надзора, а также сторонние пользователи (организации смежных отраслей, поставщики, подрядчики, потребители электро- и теплоэнергии). В системе возможно предоставление различного уровня доступа к ее информационным базам для различных категорий пользователей.

По состоянию на июнь 2008 года, в рамках предложенной системы разработано свыше 170 стандартов организаций, с общим объёмом документов – более 14300 страниц. В обсуждение и экспертизе вышеназванных документов приняло участие 158 организаций, от которых поступило более 8100 замечаний и предложений.

Так, например, при разработке Стандарта «Гидротехнические сооружения. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования» были использованы 37 существующих НТД. В Стандарт включено 250 актуализированных норм и требований. Отзывы, замечания и предложения поступили от: ОАО «ГидроОГК», ОАО «Саратовская ГЭС», ОАО «Жигулевская ГЭС», ОАО «Камская ГЭС», ОАО «Нижегородская ГЭС», ОАО «Каскад Верхневолжских ГЭС», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Красноярская ГЭС», ОАО «Силовые машины», НО «ФПЗИ», ОАО «ЭНИН». Всего поступило 164 замечания и предложения, из них принято 141. После введения в действие стандарта отменены 14 нормативно-технических документов существующей нормативной базы.

Помимо стандартов, создаваемых в рамках системы, разработан ряд стандартов, направленных на обеспечение системной надежности и качества электроэнергии.

Предложенный подход к формированию нормативной базы обеспечивает достижение целей, намеченных при создании системы технического регулирования в электроэнергетике.

Наряду с созданием нормативной базы технического регулирования для обеспечения надежности, безопасности и эффективности электроэнергетики необходима  также организация системы подтверждения соответствия продукции и связанных с ней процессов требованиям технических регламентов, стандартов и условиям договоров. Закон предусматривает две формы подтверждения соответствия:

Обязательная сертификация электроэнергетического оборудования и материалов осуществляется аккредитованными органами ФА «Ростехрегулирование» (ст.26 Закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 года). Задачи по определению соответствия качества, свойств, характеристик, конструкции поставляемой для электроэнергетики продукции, а также процессов её производства,  наиболее эффективно решаются с использованием систем добровольной сертификации. Примером такой системы может служить Система сертификации добровольной сертификации «ЭнСЕРТИКО» (см. www.ensertico.com). Компетенция вышеназванной системы подтверждена включением её в государственный реестр ФА «Ростехрегулирование», а также аккредитацией сотрудничающих с ней экспертных организации и испытательных лабораторий в ФА «Ростехрегулирование».

Проведение добровольной сертификации третьей стороной (независимой от поставщиков или приобретателей), имеющей подтвержденную компетенцию – гарантия поставок продукции/услуг требуемого уровня, определенного соответствующими стандартами или договорами.

Дальнейшее развитие систем технического регулирования в электроэнергетике предполагает:

В решении вышеназванных задач заинтересованы все  организации электроэнергетического комплекса. Поэтому целесообразна дальнейшая координация этой работы, а также консолидация интеллектуальных и финансовых ресурсов. При этом необходимы обновленные подходы, инструменты и механизмы, учитывающие произошедшие в электроэнергетике изменения.

11.7.3. Системы  менеджмента качества согласно ИСО 9000.

Система менеджмента качества (СМК) - это инструмент обеспечения качества продукции и услуг, производимых компаниями, путем совершенствования управления процессами и процедурами. СМК следует  рассматриваться как элемент общей системы стандартизации, т.е. во взаимодействии с системой технического регулирования. СМК призвана установить порядок действий менеджеров, обеспечивающий выполнение технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций.

Внедрение СМК предполагает:

Требования к системам управления предприятиями основываются на стандартах ИСО 9000. Это позволяет предприятиям формировать свою стандартизированную систему менеджмента качества, но с учетом присущих только данному предприятию особенностей.

Ядром стандартов ИСО в области менеджмента качества являются:

Данные стандарты разработаны на основе международных стандартов серии ISO 9000. Для эффективного практического применения указанных выше стандартов необходимо соблюдать основные принципы менеджмента качества.

Первый и основной - ориентация на потребителя. Энергокомпании связаны со своими потребителями, и поэтому им необходимо понимать их текущие и будущие потребности, спрос. Потребителям необходима продукция определенного качества, что и отражается в технических условиях на продукцию  и других требованиях потребителя.

Под качеством электроэнергии следует понимать совокупность ее характеристик, определяющих воздействие электроэнергии на электрооборудование, электрические аппараты и приборы. Федеральным законом №ФЗ-35 от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» предусмотрена также такая категория, как «Гарантии надежного электроснабжения потребителей электрической энергией», согласно которой объекты энергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и или иными действующими нормативными документами. Поэтому главное направление СМК для организаций электроэнергетического комплекса является обеспечение качества и надежности энергоснабжения потребителей.

К основным относятся также следующие принципы СМК:

Чтобы избежать снижения качества и использовать нереализованные возможности, менеджмент энергокомпании должен также обеспечить реализацию принципа «постоянного улучшение качества». В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 «постоянное улучшение качества – это мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей и других заинтересованных сторон».

Очевидно, эффективные решения основываются на анализе данных и информации. В СМК это получило название «основанный на фактах подход».

Руководители энергокомпаний и их структурных подразделений должны создать и инициировать действие контрольных механизмов, которые бы минимизировали риск на ранней стадии. «Красные лампочки» должны загораться, как только нарушается требование по качеству, а ни когда уже возникла угроза реального отклонения в работе энергетического оборудования или  в технологическом процессе.

Стандарты ИСО серии 9000  определяют подход к организации управления компанией, закрепленный в виде рамочных требований к системе менеджмента качества, позволяют упорядочить деятельность путем стандартизации взаимоотношений между отдельными исполнителями и подразделениями. Создание систем менеджмента качества, ориентированных на внедрение современных технологий и методов управления, положительно влияет на устойчивость и эффективность функционирования энергопредприятий.




Обновлено 13.04.2018 15:29