10.4. Учетная и налоговая политика электроэнергетических компаний

05.09.2013 14:35
Печать
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

10.4.1. Особенности учетной и налоговой политики электроэнергетической компании

Как правило, учетная политика состоит из трех разделов: организационно-технического, ведения бухгалтерского учета, ведения налогового учета.

Как и в любой отрасли, учетная политика энергетики базируется на бухгалтерском и налоговом учете. Основополагающими нормативными документами, первого из них, регламентирующими порядок формирования учетной политики, являются Федеральный закон от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 09 декабря 1998 № 60н.

Выделение в учетной политике второго раздела стало производиться относительно недавно — с принятием  главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса (НК) РФ, который и является основным нормативным документом, регулирующим его формирование.

Конкретные способы (методы) определения доходов и расходов, принципы и правила, которыми следует руководствоваться при разработке и утверждении учетной политики для целей налогообложения, даны в статьях НК РФ (167, 259, 313 и др.).

На формирование учетной политики непосредственно влияют: виды осуществляемой деятельности; характер производства, его особенности и специфика.

Одна из основных особенностей энергетического производства в том, что предприятия этой отрасли работают непосредственно на потребителя без создания складских запасов и учета незавершенного производства, а произведенные за отчетный период расходы полностью списываются на себестоимость выработанной энергии. Соответственно вопросы распределения расходов между готовой продукцией и незавершенным производством не являются актуальными для данных организаций (при отсутствии иных производств), и им в учетной политике не может быть уделено особое внимание.

В то же время для предприятий, занятых производством (генерацией) электрической энергии, значимыми являются вопросы, связанные с порядком отражения операций по приобретению материалов (топлива), их списанию, поскольку они составляют существенную долю в структуре оборотных активов и в затратах. Способы учета материально-производственных запасов (МПЗ) являются важными и для тех организаций энергетики, которые заняты текущим ремонтом и техническим обслуживанием производственных мощностей и определяются в настоящее время «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденными приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В целях налогообложения предусмотрены те же способы оценки материалов при их списании, что и в бухгалтерском учете (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Важный момент учетной политики связан с учетом МПЗ — возможность создания резерва на случай снижения стоимости материальных ценностей. Согласно плану счетов и инструкции по его применению такой резерв может быть создан под любые МПЗ (сырье, материалы, товары, готовая продукция). Резерв на случай снижения стоимости материально-производственных запасов образуется на конец отчетного периода за счет финансовых результатов. Размер резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости. В таком случае МПЗ отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва на случай снижения стоимости материальных ценностей.

В налоговом учете возможность создания указанного резерва не предусмотрена, в связи с чем могут возникнуть разночтения между хозяйствующими субъектами и налоговыми органами.

В учетной политике предприятий энергетики, как правило, отражается порядок списания спецодежды и специальной оснастки. В бухгалтерском учете стоимость спецодежды может погашаться линейным способом, а для спецодежды со сроком эксплуатации менее 12 месяцев допускается единовременное списание в момент передачи ее сотрудникам. В налоговом учете спецодежда включается в расходы сразу при передаче работникам независимо от срока ее службы.

Выбор варианта списания спецоснастки в бухгалтерском учете зависит от того, в составе каких активов — оборотных или внеоборотных — она учтена. Стоимость спецоснастки, принятой в состав основных средств, погашается путем начисления амортизации. Для списания стоимости спецоснастки, принятой в состав оборотных активов, допускается применение двух способов: способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг) и линейного способа. В налоговом учете спецоснастка стоимостью более 10.000 руб. за единицу и сроком использования более 1 года учитывается в составе амортизируемого имущества и ее стоимость погашается путем начисления амортизации. В ином случае спецоснастка списывается в налоговом учете единовременно в момент отпуска в производство.

Наиболее важным вопросам учетной политики относятся вопросы, связанные с основными средствами: проведение их переоценки; порядок определения сроков полезного использования; способы начисления амортизации, применения льгот, учета расходов на их ремонт, определенные в настоящее время ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. и постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Отличие от бухгалтерского учета энергетики от других отраслей состоит в том, что в налоговом учете для объектов основных средств, входящих в 8-10 амортизационные группы, начисление амортизации может производиться только линейным методом. Иначе говоря, для предприятий энергетики линейный метод является наиболее распространенным.

Еще одна отличительная особенность налогового учета — возможность установления метода начисления амортизации не только для групп амортизируемого имущества, но и для конкретных объектов. Это позволяет более обоснованно устанавливать сроки эксплуатации, учитывать индивидуальные особенности каждого объекта.

С 1 января 2006 г. для организаций, осуществляющих вложения средств в модернизацию и обновление основных фондов, стало возможно применение так называемой «амортизационной льготы». Организациям предоставлено право включать в состав расходов фактически произведенные расходы на капитальные вложения в размере до 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Применение данной льготы означает, что списанные единовременно суммы в дальнейшем при расчете суммы амортизации не учитываются.

В организациях электроэнергетики существенны суммы расходов по ремонту основных средств. Как правило, основные ремонтные работы осуществляются в летний период, соответственно и наибольшие расходы на ремонт относятся к данному периоду времени.

В бухгалтерском учете возможны три варианта учета расходов на ремонт.

Первый вариант признание этих расходов в период их фактического осуществления — наиболее простой, не требующий каких-либо расчетов. Его недостаток — признание расходов в период проведения ремонта и значительное колебание финансового результата в течение отчетного периода.

Второй вариант состоит в том, что создается резерв расходов на ремонт основных средств в целях их более равномерного включения в затраты в течение отчетного периода. При этом требуется документальное обоснование расчета ежемесячных отчислений: дефектные ведомости, утвержденные планы проведения ремонтов, сметы на их осуществление, установленные нормативы и информация о фактически проведенных ремонтных работах и т.п.

Третий способ — разновидность второго состоит в том, что расходы по неравномерно проводимому в течение года ремонту предварительно отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В налоговом учете ст. 260 НК РФ предусмотрено два варианта списания данных сумм: расходы на ремонт в фактических размерах признаются в составе прочих в том отчетном периоде, когда были осуществлены; путем создания резерва предстоящих расходов на ремонт. В последнем случае организации в целях обоснования сумм необходимо произвести расчеты по правилам, установленным ст. 324 НК РФ. В частности, следует рассчитать среднее значение фактических расходов на ремонт, сложившее за последние 3 года, так как предельная сумма резерва предстоящих расходов должна быть не выше этого значения. Для проведения особо сложных и дорогих видов ремонтов, когда накопление средств производится более чем в одном налоговом периоде, предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму ранее начисленного резерва за соответствующий прошлый период в соответствии с графиком проведения ремонта. Кроме того, в приказе об учетной политике должен быть установлен норматив отчислений в резерв предстоящих расходов.

При выборе из рассмотренных способов какого-то одного руководствуются техническими состоянием и особенностями объектов, режимом их эксплуатации, периодичностью проведения ремонтов, общими расходами по ним, финансовым состоянием и др. На предприятиях, где расходы на ремонт основных средств являются несущественными, в бухгалтерском и налоговом учетах применяется, как правило, первый способ как наиболее простой и не требующий дополнительных расчетов.

При формировании учетной политики одним из важнейших является вопрос формирования финансового результата. Для этого в соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, определяется себестоимость продукции, (работ, услуг). Она формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции (работ, услуг). Правила учета затрат на производство в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) должны устанавливаться отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету. В настоящее время они не разработаны, в связи с чем организации самостоятельно устанавливают и закрепляют в учетной политике применяемый метод учета затрат, объекты учета затрат, группировку расходов, особенности учета отдельных видов расходов (при необходимости).

10.4.2. Организация бухгалтерского и налогового учета в компаниях электроэнергетики

В рамках проводимой реформы электроэнергетической отрасли изменилась ее общая структура. Из нее по функциональному признаку (генерация, передача, сбыт) стали выделяться отдельные хозяйствующие субъекты (см. 3.2.3). Это повлияло и на организацию учетного процесса. В связи с этим можно выделить два принципиально разных подхода в организации учетных работ.

Первый, традиционный подход состоит в том, что каждый хозяйствующий субъект имеет в своем составе самостоятельный учетный аппарат как структурную единицу. Он организует и ведет бухгалтерский учет, составляет и представляет в установленные сроки и органы отчетность, решает текущие учетные вопросы и т.п. Ведение налогового учета может производиться самой бухгалтерской службой или отдельным, специально созданным для этих целей структурным подразделением. Когда расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом несущественны и объем учетных работ позволяет совместить оба вида учета, целесообразно ведение как бухгалтерского, так и налогового учета бухгалтерией.

Принципиально новый подход — создание общих центров обслуживания. Его суть в том, что хозяйствующие субъекты не осуществляют ведение учета, а передают эти функции другой специализированной организации, для которой они являются основным видом деятельности.

На практике и в современной деловой литературе такой способ организации работ получил название «аутсорсинг». Термин заимствован из английского языка (outsourcing) и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Аутсорсинг — это передача на договорной основе вспомогательных, поддерживающих или сопутствующих функций другим организациям (внешним исполнителям), которые специализируются в конкретной области и обладают необходимыми навыками, опытом, знаниями и техническим оснащением. Основное преимущество аутсорсинга состоит в оптимизации процесса функционирования организации путем сосредоточения ее деятельности на главном направлении.

В настоящее время этот термин в российском законодательстве отсутствует. Поэтому процесс оказания данных услуг регламентируется теми нормами ГК РФ, которым соответствует фактическое содержание взаимоотношений между заказчиком и организацией-аутсорсером.

На практике в большинстве случаев оказание услуг аутсорсинга регулируется положениями гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». По договору возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779) исполнитель (организация-аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Предоставление услуг бухгалтерского и налогового учета является разновидностью аутсорсинга бизнес-процессов.

Возможность ведения бухгалтерского учета сторонней организацией предусмотрена ст. 6 закона от 21 ноября 1996 № Т 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», где сказано, что в зависимости от объема учетной работы руководитель может передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.

Передача ведения бухгалтерского учета такой организации должна быть зафиксирована в приказе по учетной политике на соответствующий финансовый год. В этом случае в соответствии со ст. 26 НК РФ интересы налогоплательщика в налоговых правоотношениях, подачу отчетности в налоговые органы может осуществлять его уполномоченный представитель.

Применение такой формы организации учета является сравнительно новым явлением в отечественной практике. Поэтому при ее внедрении необходимо более тщательно определить круг прав и обязанностей каждой из сторон, согласовать конкретный перечень операций, график документооборота, сроки и порядок представления информации, круг пользователей и т.д.

Аутсорсинг не означает полное отсутствие учетных работников у организации-заказчика. Первичные учетные документы заполняют непосредственно работники предприятия. В специализированную организацию передаются документы для отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета, формирования отчетности.

Основные преимущества такого порядка ведения учета:

10.4.3. Аудиторское заключение по финансовой отчетности

Аудит — важный и неотъемлемый элемент экономики, система проверки отчетности независимыми организациями. В нашей стране институт аудита появился с началом рыночных преобразований. Процесс его формирования продолжается и в настоящее время. Основными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность, являются Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также постановление Правительства России от 23.09.02 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

Данным законом определено: целью аудита является выражение независимого мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных отчетности, которая позволяет пользователю на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Различают аудит обязательный и инициативный (добровольный). Первый установлен законом и проводится ежегодно в обязательном порядке; второй — по инициативе самого хозяйствующего субъекта. Обязательный аудит проводится в следующих случаях:

Аудит не подменяет действующие формы государственного контроля, а представляет собой одну из новых форм независимого вневедомственного финансового контроля.

От финансовых проверок и ревизий аудит отличает необходимость следовать определенным стандартам (национальным или международным) и соблюдать формальные процедуры: планирование, документирование, сбор доказательств и др.

Аудиторская деятельность — это самостоятельная предпринимательская деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на получение прибыли. Одной из ее особенностей является запрет аудиторским организациям (и индивидуальным аудиторам) заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, не связанной с проведением аудита и оказанием сопутствующих ему услуг. В России, как и во всем мире, аудит проводится на возмездной основе. Отношения между аудиторской фирмой и клиентом регулируются договором о возмездном оказании услуг. Для предприятий, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %, для проведения обязательного аудита производится отбор аудиторов на основании открытого конкурса. Правила, регламентирующие порядок проведения отбора, утверждены постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г.. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».

При осуществлении проверки аудиторы самостоятельно определяют ее формы и методы; они имеют право проверять в необходимом объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие любого имущества, отраженного в документах. При необходимости они могут обратиться к руководству аудируемого лица за разъяснениями в устной или письменной форме. В то же время к основным обязанностям аудитора в ходе проведения аудита (помимо его осуществления и передачи в установленные договором сроки аудиторского заключения) можно отнести предоставление по требованию аудируемого лица информации о нормативных актах, на которых основываются выводы и замечания, обеспечение сохранности документов, соблюдение конфиденциальности и др.

При проверке аудируемое лицо не должно предпринимать какие бы то ни было действия с целью ограничить круг вопросов, подлежащих выяснению.

Специфика аудита как особого вида деятельности вытекает из его целей и принципов. Он призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Разумная уверенность — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской отчетности, рассматриваемой как единое целое. Разумная уверенность аудитора в том, что рассматриваемая в целом бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, не может быть абсолютной ввиду наличия ограничений, присущих аудиту и влияющих на возможность обнаружения аудитором существенных искажений бухгалтерской отчетности. К таким ограничениям относится выборочный характер проверки, а также то, что аудиторские доказательства не носят исчерпывающего характера, а только предоставляют доводы в подтверждение какого-то вывода.

Таким образом, главная задача аудитора — выявление только существенных искажений бухгалтерской отчетности. Давать полную гарантию соответствия всех хозяйственных операций нормам закона не входит в его задачу, так как аудитор оценивает то, что является существенным и важным по его профессиональному представлению, зная какие факторы способны привести к существенному искажению бухгалтерской отчетности.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее неучет или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе данной отчетности.

Единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации содержатся в Правилах (стандартах) аудиторской деятельности (ПСАД). В настоящее время постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с последующими дополнениями) утвержден 31 стандарт. Все они разработаны в соответствии с международными стандартами аудита (МСА). Работа над созданием новых стандартов продолжается.

Для выражения своего мнения аудитор обязан получить достаточные аудиторские доказательства. Под этим термином понимается информация, полученная аудитором в ходе проведения проверки, а также результаты ее обработки и анализа. К ней относятся первичные документы и записи в регистрах бухгалтерского учета, письменные разъяснения должностных лиц аудируемого лица, информация от иных источников (контрагентов).

Наиболее распространенные методы получения аудиторских доказательств (процедур проверки по существу): проверка (документов, записей, активов); наблюдение за операциями, оформлением документов, производимыми другими лицами; запрос (к третьим лицам); пересчет (проверка расчетов в первичных документах); аналитические процедуры. Последний метод включает в себя: изучение и оценку полученных данных; выявление нехарактерных, необычных или неправильно отраженных в учете операций; выяснение причин искажений и неточностей.

Единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое является официальным документом и предназначено для пользователей финансовой отчетности содержатся в «Аудиторском заключении по финансовой (бухгалтерской отчетности».

Различают два вида аудиторских заключений: заключение с выражением безоговорочно положительного мнения; модифицированное заключение. К последнему виду относится мнение с оговоркой, отказ от выражения мнения или отрицательное мнение.

Мнение с оговоркой может означать, что отчетность является достоверной, но имеются обстоятельства, касающиеся соблюдения принципа непрерывной деятельности хозяйствующего субъекта, т.е. отчетность составлена в соответствии с действующими правилами, но сами показатели таковы, что вызывают сомнения в жизнеспособности и возможности функционирования организации в дальнейшем.

Возможны и иные причины для выражения модифицированного заключения. Они касаются фактов, которые не поддаются точной оценке в настоящее время, так как зависят от событий, которые произойдут в будущем. Например, предстоящие судебные разбирательства с контрагентами или налоговыми органами, исход по которым не может быть предопределен, а оспариваемые суммы являются существенными и могут изменить финансовое положение организации кардинальным образом.

Другая, наиболее распространенная причина модифицированного заключения — обстоятельства не отраженные в отчетности, но раскрытые в пояснениях к финансовой отчетности (модификация посредством привлечения внимания). Это могут быть события после отчетной даты, изменения в учетной политике и др.

Важным является вопрос о том, кто является основным пользователем итогов работы аудиторов. В первую очередь это собственники хозяйствующего объекта, так как аудит призван оценить эффективность работы исполнительного органа, подтвердить отсутствие злоупотреблений с его стороны, выявить возможные риски, в том числе и налоговые.

Другая группа пользователей информации — потенциальные инвесторы. С развитием фондового рынка, глобализацией финансовой системы, когда для свободного перемещения (перелива) капитала будут созданы условия, достоверная информация о финансовом состоянии хозяйствующих субъектах становится все более востребованной и влияющей на инвестиционные процессы.

Третья группа из наиболее важных пользователей — кредитные учреждения, а также поставщики и подрядчики. На основании данной информации кредиторы анализируют возможности своевременного погашения обязательств.

Помимо аудиторского заключения, по итогам проведенной работы составляется еще один документ — письменная информация (отчет) аудиторской организации о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности и системе контроля на предприятии. Он представляется руководству компании. Основное его назначение — это информирование руководства предприятия о тех аспектах, которые стали известны аудитору в ходе проверки. Аудитор обязан пояснить, что данный отчет не дает полной информации о существующих в настоящий момент слабых сторонах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, равно как и возможностях ее улучшения. Аудитор должен особо подчеркнуть тот факт, что в настоящем отчете отображено только то, что стало известно в результате проведенных аудиторских процедур.

В этом отчете излагаются: результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления отчетности и состояния внутреннего контроля; факты выявленных существенных нарушений действующего порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; нарушения законодательства при совершении хозяйственных операций.

Предоставление финансовой отчетности внешним аудиторам можно назвать завершающим этапом ее формирования для проверки и представления пользователям.

Для осуществления внутреннего контроля в крупных компаниях существуют внутренние службы аудита, призванные наладить систему внутреннего контроля, сбора, обработки необходимой информации.

Важная роль в контроле за подготовкой финансовой отчетности в крупных акционерных компаниях возлагается на комитеты по аудиту. Их создание рекомендовано «Кодексом корпоративного поведения», утвержденным распоряжением ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения». В настоящее время такие комитеты созданы ограниченным числом российских компаний, однако, их появление — объективная необходимость.

Как подтверждает мировой опыт, создание в открытых акционерных обществах аудиторских комитетов способствует повышению качества как внутреннего, так и внешнего аудита.

Комитет по аудиту назначается советом директоров из состава неисполнительных директоров компании. Его основные обязанности: контроль за процессом подготовки финансовой отчетности, системой внутреннего контроля и управления рисками; анализ промежуточной и годовой отчетности; отчетов о системах внутреннего контроля и управления рисками до подачи их на утверждение совета директоров; рассмотрение вопросов, связанных с назначением внешнего аудитора, обсуждение с ними характера и объема аудита, а также проблем по результатам аудита. При наличии службы внутреннего аудита комитет анализирует программы ее работы, координацию деятельности внутренних и внешних аудиторов.

Необходимо отметить, что аудит – это не только проверка процедур учета. Вопросы, возникающие в ходе аудита, могут носить системный, содержательный характер. Так, аудиторами Группы РАО «ЕЭС России» в 2007 г. был поставлен вопрос о несоответствии учетной стоимости основных фондов электроэнергетики их реальной восстановительной стоимости. Эта проблема действительно существовала, поскольку регулирующие органы в целях снижения тарифов, как правило, не учитывали переоценку основных фондов в составе экономически обоснованных  затрат, да и налоговое законодательство исходило из того же принципа. Это отнимало у энергокомпаний стимулы для переоценки, но в то же время снижало их источники для осуществления инвестиций и технического перевооружения.

Постановка аудиторами вопроса об отказе в положительном заключении в случае непроведения переоценки способствовало занятию энергетиками более жесткой позиции в переговорах с регулирующими органами и проведению по инициативе ОАО РАО «ЕЭС России» переоценки основных фондов на 01.01.2008 г. По мере включения в тарифы и с расширением доли либерализации рынка, учитывающего реальные затраты на производство э/э, эта мера дала несколько миллиардов рублей дополнительных инвестиционных средств.

10.4.4. Управленческий учет

Под управленческим учетом понимается принятая организацией система сбора, регистрации, обработки и передачи информации о ее хозяйственной деятельности в целях планирования, контроля и управления этой деятельностью. Его основные задачи: предоставление необходимой информации для управления производством и принятия решений; исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм; определение финансовых результатов. Объектами управленческого учета являются затраты организации и ее структурных подразделений (центров ответственности), результаты хозяйственной деятельности, внутреннее ценообразование, бюджетирование и внутренняя отчетность.

Выделяют следующие основные функции управленческого учета:

Наиболее существенные различия между финансовым и управленческим учетом показаны в табл. 10.4.1.

Таблица 10.4.1

Основные особенности финансового и управленческого учета

Основные особенности финансового и управленческого учета

Основное внимание в управленческом учете уделяется расходам и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

В настоящее время большое внимание уделяется делению расходов на переменные и постоянные. Переменные — это те, которые изменяются в прямой пропорции по отношению к изменению объема производства и в то же время постоянны в расчете на единицу продукции, например сырье и материалы, заработная плата производственных рабочих. Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства, они не меняются в сумме, но меняются в расчете на единицу продукции. В качестве примера можно назвать амортизацию оборудования, заработную плату аппарата управления, налог на имущество и др.

Важность такого деления связана с возможностью формирования маржинального дохода, определяемого как разница между доходами и переменными расходами, что позволяет рассчитать точку безубыточности производства продукции.

При производстве одного вида готовой продукции на электростанциях происходит единый технологический процесс — преобразование одного вида энергии в другой. Это позволяет все затраты за месяц отнести полностью на произведенную в этом периоде продукцию. Поэтому применяется попроцессный метод учета себестоимости единицы продукции.

Сущность попроцессного метода: прямые и косвенные расходы учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Себестоимость единицы продукции определяется делением суммы всех расходов за месяц на количество произведенной продукции за этот же период.

При производстве нескольких видов продукции (электрической и тепловой энергии) также применяется попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции. Однако при этом большая часть расходов относится к косвенным и подлежит распределению между видами выпускаемой продукции по методике, принятой на предприятии. Калькуляционной единицей считается соответственно 1 кВт·ч и 1 Гкал произведенной электрической и тепловой энергии.

10.4.5. Переход от российских стандартов бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности

Начиная с 1998 г. Россия включилась в процесс перехода на международные стандарты составления финансовой отчетности Постановлением от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» Правительство РФ приняло программу реформирования российского бухгалтерского учета. Ее основная цель — приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности в связи с изменениями экономической системы, гражданско-правовой среды, характера общественных отношений, а также круга пользователей бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» одобрена одноименная концепция, в которой предусмотрено развитие отечественного учета по следующим основным направлениям:

Концепцией предусмотрен двухэтапный переход на МСФО.

МСФО — система положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Стандарты предназначены для подготовки той финансовой отчетности, которая рассматривается пользователями в качестве основного источника финансовой информации о компании.

Применение МСФО требует совершенно новых знаний и навыков работы. Эти стандарты не являются сводом строгих, детальных правил — они устанавливают только общие принципы и требования. Подход к их реализации определяется каждой организацией самостоятельно исходя из конкретной экономической ситуации. В системе МСФО нет обязательных для российской бухгалтерии плана счетов, бухгалтерских записей, форм первичных документов и учетных регистров. МСФО — это стандарты отчетности, т.е. документы заключительного этапа бухгалтерской работы.

Согласно МСФО не столь важно, в какую правовую форму облечен тот или иной факт хозяйственной деятельности. Приоритет отдается экономическому содержанию, которое более соответствует реально происходящим хозяйственным процессам. Сказанное можно проиллюстрировать простым примером. В российском учете выручка от продажи товаров признается тогда, когда передается право собственности на товар. В МСФО выручка признается в момент, когда покупателю передаются все существенные риски и выгоды и продавец более не контролирует эти товары и не выполняет управленческие функции в отношении этих товаров. Поэтому, например, при заключении договора с условием о переходе права собственности только после оплаты за переданный товар в российском учете до получения денег товар будет числиться на балансе продавца, а по правилам МСФО должен включаться в выручку после фактической передачи и утраты над ним контроля.

Что касается практического перехода российских организаций на международные стандарты, то в настоящее время формирование отчетности, отвечающей требованиям МСФО, возможно двумя способами: ведением параллельного учета или путем трансформации отчетности, полученной по Российскому стандарту бухгалтерского учета (РПБУ).

Первый способ более продолжительный по времени составления и более затратный. Его преимущество: формирование одновременно с составлением отчетности по отечественным стандартам позволит получить высокую степень надежности результатов.

Второй способ: отчетные данные по РПБУ корректируются на сумму их расхождений с МСФО. Его преимущества — небольшие финансовые расходы и малые затраты времени. В то же время повышаются риски появления неточностей и ошибок, поскольку конечная отчетность формируется только после составления отчетности по российским стандартам. Несмотря на это именно второй способ является в настоящее время более распространенным.

Заключительный этап трансформации — процесс формирования финансовой отчетности. На этом этапе помимо самих форм отчетности очень важное значение имеют примечания к ней. Эти примечания, как правило, по объему очень значительны. В них дается описание основной отчетности. Один из основных принципов МСФО — ее прозрачность и надежность, когда подробным образом раскрывается информация, даются пояснения, расшифровки по статьям и т.д.

МСФО — это постоянно обновляемая система нормативного регулирования учета, она претерпевает изменения и дополняется новыми стандартами.

В настоящее время все генерирующие и сетевые компании, выделившиеся из ОАО РАО «ЕЭС России», осуществляют учет и проходят аудит по этим стандартам.

Без информации, которая представляется по этим стандартам, невозможно было бы привлечь в российскую энергетику международных как стратегических (Enel, E.on, Fortum), так и портфельных инвесторов, а значит – получить десятки и сотни миллиардов рублей на развитие.

Даже энергокомпании Дальнего Востока, где в настоящее время существуют большие ограничения в функционировании рынка э/э в настоящее время и нет возможности привлечь инвесторов в акционерный капитал, готовят и аудируют отчетность по МСФО для привлечения долгового финансирования.




Обновлено 13.04.2018 16:27