5.7.1. Разработка перспектив развития электроэнергетики
Как показано в главе 1, электроэнергетика ещё в ХХ веке стала важнейшей инфраструктурной отраслью, абсолютно необходимой для обеспечения различных сфер жизнедеятельности общества и населения. По сути, современный образ жизни людей (особенно в городах) создан успехами электрификации и потому стал заложником надежности и устойчивости электроснабжения. Недостаточное развитие отрасли в отдельных регионах и в стране в целом немедленно становится тормозом экономического роста. Именно поэтому так важен перспективный взгляд на развитие электроэнергетики, а к методологии и организации разработки перспектив развития электроэнергетики предъявляются особые требования.
Для отрасли характерны высокая концентрация генерирующих мощностей и уникальная централизация энергоснабжения целых зон страны с энергетическими потоками разной мощности (от единиц до миллионов киловатт) по электрическим сетям нескольких уровней напряжения. Это обеспечивает эффективность электроснабжения, но и порождает большую инерционность развития отрасли. В результате очень дорогостоящие решения о строительстве крупных электростанций и линий электропередачи приходится принимать за многие годы до того, как на рынке появится реальный спрос на них, а опоздание грозит большими социально-экономическими издержками. Это фундаментальное противоречие не может быть устранено за счет использования одних только рыночных механизмов, поскольку в условиях современных рынков электроэнергии одних рыночных сигналов недостаточно для стимулирования оптимальных инвестиционных решений. Выход из положения состоит в организации специальных работ по перспективам развития электроэнергетики.
Поскольку заблаговременность начала работ по крупным энергетическим объектам составляет 10-15 лет и ещё необходимо оценить возможность коммерческой окупаемости намечаемых инвестиций, то для обоснования решений необходимо рассматривать перспективу не менее 20-25 лет. После сооружения эти объекты вынуждены будут конкурировать с технологиями следующих поколений. Поэтому отдельной задачей является прогнозирование научно-технического прогресса в электроэнергетике, решение которой требует ещё больших временных горизонтов. Важнейшей исходной предпосылкой при долгосрочном прогнозировании в электроэнергетике также является оценка ресурсов органического топлива.
Понятно, что невозможно однозначно задать на 2 - 3 десятилетия вперед значения всего множества показателей, необходимых для расчета эффективности инвестиционных проектов в электроэнергетике. Полностью преодолеть «проклятие неопределенности» невозможно, но значительно уменьшить обусловленные им риски неправильных решений позволяют два фундаментальных приема системного анализа.
Первый состоит в регулярном обновлении прогнозов и принимаемых на их основе решений с использованием самой свежей информации. Это достигается скользящим прогнозированием развития электроэнергетики с периодическим переходом к новому временному горизонту (от 2020 к 2025 году и т.д.) и уточнением всей информации по предшествующим периодам. Ради экономии усилий более отдаленные периоды времени пересматриваются реже (один – два раза в пять лет), а ближайший отрезок (первые 5 – 7 лет) приходится уточнять ежегодно.
Второй прием состоит в использовании принципа отложенного решения. Это превращает принятие решения из одноразового акта в многоэтапный процесс, организованный по возможности в порядке возрастания стоимости (ответственности) каждого частного решения. Число и содержание этапов зависят от существа принимаемого решения.
Для новых энергетических объектов такие частные решения: финансирование разработки обоснования инвестиций и технико-экономического обоснования (проекта); заключение контрактов с подрядчиками на строительство и поставки оборудования; финансирование сначала первой и затем последующих очередей строительства. Здесь подготовительные (проектные) решения кратно дешевле основных (инвестиционных), но требуют значительного времени. Их целесообразно готовить заблаговременно и в несколько избыточном составе, до последней возможности откладывая более дорогие инвестиционные решения, чтобы использовать как можно более свежую информацию. Такая технология принятия решений позволяет достаточно гибко адаптироваться к меняющимся внешним условиям и снижать риски от неопределенности будущего.
Прогнозируя перспективы развития электроэнергетики, все ее объекты следует рассматривать во всем многообразии производственных, технологических (включая электрические), финансово-экономических и управленческих связей между ними, а также с потребителями электроэнергии и тепла. Это порождает колоссальную сложность проблемы разработки перспектив развития отрасли. Теория системных исследований энергетики преодолевает ее созданием иерархии задач прогнозирования и проектирования развития электроэнергетики, т. е. разделением общей проблемы на посильные задачи разных классов с последующим итеративным согласованием получаемых решений.
Задачи перспективного развития электроэнергетики классифицируются по нескольким признакам:
- по заблаговременности выделяются задачи долгосрочного прогнозирования (от 15 до 30 лет), программирования (от 5 до 15 лет) и индикативного планирования (на период до 5 лет);
- по территории – на каждом временном этапе задачи дифференцируются по стране, регионам (субъектам РФ) и отдельным территориям – городам, промышленным центрам и сельским районам;
- по назначению различаются задачи производственно-экономического прогнозирования развития отрасли, технологического проектирования развития энергетических систем и финансового обеспечения жизнедеятельности хозяйственных субъектов электроэнергетики.
При организации перспективных работ в условиях реформирования электроэнергетики и приватизации ее объектов применительно к конкретным условиям России выявляется ключевая проблема эффективного сочетания интересов государства и частных собственников энергетических объектов. Государство, которое по закону «Об электроэнергетике» и после реформирования останется доминирующим владельцем значительной части энергетических активов, вправе определять перспективы развития отрасли. Оно руководствуется в основном политическими и социально-экономическими мотивациями и критериями. Частный бизнес, которому принадлежит большая часть генерации, инжиниринговых, проектных и сбытовых компаний, работает по критериям коммерческой эффективности. Административное или силовое разрешение потенциально возможных в связи с этим противоречий заведомо непродуктивно. Поэтому для эффективного и устойчивого развития энергетики в рыночных условиях, помимо традиционной оптимизации производственно-технологических связей отрасли на каждом временном этапе требуется вырабатывать конструктивные механизмы согласования интересов государства и бизнеса на уровне страны, регионов и муниципальных образований. Они призваны обеспечить:
- баланс интересов между социальной политикой государства, важным элементом которой является сдерживание энергетических тарифов, и требованиями получения производителями энергии достаточных для их развития инвестиционных ресурсов;
- координацию инвестиционных программ хозяйствующих субъектов электроэнергетики, энергетических компаний других отраслей ТЭК (как контролируемых государством газовой отрасли и атомной энергетики, так и частных угольных и нефтяных компаний), производителей энергетического оборудования и строителей, что необходимо для обеспечения надежности энергетического баланса страны;
- формирование таких финансово-экономических (в том числе и налоговых) условий в электроэнергетике и других отраслях ТЭК, при которых частному бизнесу будет выгодно реализовывать государственные приоритеты энергетической политики и программы развития отрасли.
Таким образом, основная задача прогнозной и проектной деятельности в электроэнергетике состоит в своевременном и достаточно полном информационном обеспечении всех участников и заинтересованных сторон инвестиционного процесса – государства, бизнес-сообщества и населения. Это необходимая функция системы обеспечения эффективного и устойчивого развития электроэнергетики, призванной компенсировать объективную «близорукость» рынка в этой сфере. В целом такая система должна по возможности полно согласовывать цели участников энергетического рынка и их инвестиционные приоритеты (вплоть до конкретных инвестиционных проектов), а также включать механизмы их реализации с участием государства, энергетических компаний, внешних инвесторов и населения, которые имеют собственные критерии оценки принимаемых решений.
В настоящее время в рамках государственного регулирования и развития электроэнергетики можно выделить две находящиеся на этапе завершения формирования системы:
- государственную систему прогнозирования в электроэнергетике;
- государственную систему разработки перспективных программ и схем развития электроэнергетики.
Под Государственной системой прогнозирования в электроэнергетике понимается совокупность регулярно выполняемых работ по прогнозированию спроса и предложения на электрическую энергию и мощность на различную временную перспективу, а также обеспечивающих нормативно-методических, аналитических и научно-технических работ.
Выполнение работ в составе государственной системы прогнозирования в электроэнергетике осуществляется по заказу государственных органов исполнительной власти в целях:
- обоснования и информационной поддержки решений федеральных и региональных органов власти по развитию и функционированию электроэнергетики страны и отдельных регионов, механизмов оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности, обеспечивающих надежность и эффективность процессов энергоснабжения и энергопроизводства;
- принятия, координации и мониторинга перспективных инвестиционных программ отрасли в целом, отдельных сфер в электроэнергетике, а также энергетических компаний, деятельность которых контролируется государством;
- формирования и мониторинга реализации перспективной ценовой и тарифной политики в электроэнергетике;
- согласования решений по развитию и функционированию электроэнергетики с развитием и функционированием смежных секторов топливно-энергетического комплекса и других секторов экономики (видов экономической деятельности) страны.
Прежде всего, в рамках государственной системы прогнозирования осуществляется выбор наиболее предпочтительных вариантов развития электроэнергетики на основе рассмотрения широкого перечня сценариев и вариантов развития отрасли и использования многокритериальных оценок (по критериям надежности, экономичности, экологичности) эффективности развития электроэнергетики.
Основными принципами формирования и функционирования государственной системы прогнозирования в электроэнергетике являются:
- осуществление прогнозирования спроса и предложения электрической энергии в тесной взаимосвязи с прогнозированием социально-экономического развития страны и регионов и исходя из целей и перспектив развития экономики и социальной сферы страны и регионов;
- разработка прогнозов развития электроэнергетики при активном участии инфраструктурных организаций электроэнергетики, генерирующих, сетевых и сбытовых энергетических компаний, поставщиков топлива и энергетического оборудования и крупных потребителей электроэнергии;
- регулярный характер проводимых прогнозных и аналитических работ, позволяющих поддерживать информационную базу о состоянии и перспективах развития электроэнергетики в актуальном состоянии;
- осуществление прогнозирования развития и функционирования электроэнергетики на различную временную перспективу от 25 лет до 1 года в соответствии с целями и задачами, стоящими перед различными прогнозно-аналитическими документами;
- комплексность проводимых прогнозных и аналитических работ, охватывающих основные сферы деятельности в электроэнергетике: электропотребление и энергосбережение, производственная деятельность, инвестиционная и инновационная деятельность, топливообеспечение, экологическая сфера электроэнергетики, использование возобновляемых источников энергии, экономика, цены и тарифы;
- публичность и открытость основных результатов разрабатываемых в рамках Системы прогнозных и аналитических работ.
Основными задачами государственной системы прогнозирования в электроэнергетике являются:
- анализ существующего состояния и проблем в функционировании и развитии электроэнергетики;
- разработка и мониторинг прогноза спроса на электрическую и тепловую энергию и мощность по стране и регионам в увязке с прогнозами социально-экономического развития страны и регионов и прогнозами экспорта-импорта электроэнергии на различную временную перспективу;
- разработка прогнозов использования мощностей существующих генерирующих источников и потребности во вводах новых генерирующих мощностей;
- обоснование рекомендаций по структуре ввода и размещению генерирующих источников по типам электростанций и видам топлива;
- выявление потребностей электроэнергетики в ресурсах топлива по видам для производства электрической и тепловой энергии;
- прогнозирование цен и тарифов на электроэнергию (мощность) по различным сферам электроэнергетики и отрасли в целом;
- оценка объемов и структуры источников финансирования инвестиций по различным сферам электроэнергетики и отрасли в целом;
- разработка прогноза возможных объемов энергосбережения и эффективности энергосберегающих мероприятий;
- разработка прогноза экологической ситуации в электроэнергетике.
Работы, выполняемые в соответствии с государственной системой прогнозирования спроса (предложения) на электрическую энергию и мощность на оптовом и розничных рынках создают информационную основу для разработки под руководством или при участии федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации программ перспективного развития электроэнергетики на долгосрочную и среднесрочную перспективу, в том числе технологических схем и программ развития Единой энергетической системы России.
Программы и схемы перспективного развития электроэнергетики являются организационно-техническими документами, фиксирующими конкретный перечень решений по развитию электроэнергетики. Их разработка базируется на детальных технико-экономических и режимных расчетах работы ЕЭС, включает конкретно-адресные задания и финансовое обеспечение.
Состав основных документов государственной системы прогнозирования в электроэнергетике:
- на долгосрочный период (15 и более лет)
- Энергетическая стратегия России;
- Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики;
- на среднесрочный период (от 3 до 8 лет)
- Среднесрочный прогноз развития электроэнергетики;
- на краткосрочный период (месяц-год)
- Краткосрочный прогноз функционирования электроэнергетики на предстоящий год;
- Энерго-топливный баланс на предстоящий осенне-зимний период (ОЗП);
- регулярные аналитические работы
- Информационно-аналитический доклад о функционировании и развитии электроэнергетики Российской Федерации в отчетном году.
Энергетическая стратегия России (далее - Энергетическая стратегия) является базовым документом стратегического долгосрочного планирования развития топливно-энергетического сектора Российской Федерации, в том числе определяющим цели, задачи и основные направления долгосрочной политики государства в электроэнергетике с учётом складывающейся внутренней и внешней ситуации в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации.
Целями разработки Энергетической стратегии являются:
- оценка потребностей по стране и крупным регионам в электро- и теплоэнергии на долгосрочную перспективу в увязке с Концепцией долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации;
- разработка рекомендаций по формированию долгосрочной государственной политики развития и территориального размещения производственной структуры отрасли по типам генерации и видам топлива;
- разработка рекомендаций по формированию долгосрочной политики топливообеспечения электроэнергетики в увязке с долгосрочными направления развития топливно-энергетического комплекса страны;
- разработка рекомендаций по формированию долгосрочной политики экспорта – импорта электроэнергии;
- определение основных направлений государственной политики в области энергосбережения, использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, защиты окружающей среды;
- разработка рекомендаций по развитию рыночных отношений в электроэнергетике, формам и механизмам государственной поддержки развития электроэнергетики и ее отдельных сфер деятельности.
Энергетическая стратегия разрабатывается по поручению Правительства Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет и утверждается Правительством Российской Федерации. Министерство энергетики России осуществляет регулярный мониторинг Энергетической стратегии и представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Энергетической стратегии не реже чем 1 раз в 2 года.
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики (далее - Генеральная схема) представляет собой сбалансированный долгосрочный индикативный план развития и размещения основных объектов производственной структуры электроэнергетики (атомные и гидроэлектростанции мощностью 300 МВт и выше, тепловые электростанции мощностью 500 МВт и выше, электросетевых объектов напряжением 330 кВ и выше).
Целями разработки Генеральной схемы являются:
- разработка долгосрочного прогноза спроса на электрическую и тепловую энергию и мощность, как основы для формирования долгосрочных инвестиционных программ хозяйствующих субъектов электроэнергетики;
- разработка рекомендаций для принятия решений по объемам ввода и территориальному размещению генерирующих источников и объектов магистральных электрических сетей и по формированию долгосрочных инвестиционных программ энергетических компаний, контролируемых государством;
- разработка рекомендаций для хозяйствующих субъектов электроэнергетики по организации взаимодействия с органами власти субъектов РФ по закреплению площадок размещения крупных энергетических объектов (генерирующие источники, объекты магистральных электрических сетей);
- разработка рекомендаций для принятия решений по объемам топливных ресурсов, подлежащих закреплению для нужд электроэнергетики на долгосрочную перспективу и по возможному заключению долгосрочных контрактов на поставки отдельных видов топлива между энергетическими и топливными компаниями;
- разработка предложений по структуре источников финансирования развития электроэнергетики, согласованных с прогнозом ценовой и тарифной политики на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, рекомендаций по объемам и направлениям государственной бюджетной поддержки развития отрасли;
- разработка предложений по механизмам стимулирования энергосбережения в отдельных отраслях народного хозяйства и развития возобновляемых и нетрадиционных источников энергии.
Генеральная схема разрабатывается 1 раз в 5 лет и с возможностью корректировки в течение пятилетнего периода. Генеральная схема утверждается Правительством Российской Федерации.
В составе Генеральной схемы могут выполняться работы по обоснованию отдельных направлений развития электроэнергетики, научно-техническому прогрессу в отрасли, а также нормативно-методические работы по обоснованию критериев и условий надежного и эффективного развития и функционирования электроэнергетики.
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики разрабатывается на основании Энергетической стратегии России; Концепции и Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; информации от энергетических компаний о планируемых действиях с существующими мощностями (объектами) и строительстве новых мощностей и объектов.
Минэнерго России осуществляет постоянный мониторинг реализации Генеральной схемы с ежегодным представлением доклада о ходе реализации в Правительство РФ.
Среднесрочный прогноз развития электроэнергетики (далее - Среднесрочный прогноз) разрабатывается ежегодно на предстоящий, как правило, 5-летний период для оценки влияния перспективных условий развития экономики и электроэнергетики страны на текущие инвестиционные и тарифно-балансовые решения, принимаемые федеральными и региональными органами власти и хозяйствующими субъектами отрасли.
Целями разработки Среднесрочного прогноза являются:
- разработка уточненных параметров развития электроэнергетики на среднеросчный период для учета в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на трехлетний период;
- разработка рекомендаций для принятия решений по формированию срднесрочных и корректировке долгосрочных инвестиционных программ энергетических компаний, контролируемых государством;
- подготовка предложений по объемам топливных ресурсов по видам для заключения среднесрочных договоров между электроэнергетическими и топливными компаниями;
- подготовка предложений по исходным условиям в части объемов дефицитов мощности и цен на поставки электроэнергии и мощности для проведения конкурентного отбора поставщиков мощности в зонах свободного перетока мощности и при использовании механизма гарантирования инвестиций;
- подготовка предложений по оперативной корректировке ценовой и тарифной политики в электроэнергетике и объемам бюджетной поддержки с учетом инвестиционных потребностей отрасли по отдельным направлениям в среднесрочной перспективе.
Среднесрочный прогноз разрабатывается при активном участии энергетических и топливных компаний, крупных потребителей электроэнергии, а также администраций субъектов Российской Федерации.
Среднесрочный прогноз разрабатывается на основании
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на трехлетний период;
- программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
- прогнозной информации от генерирующих, сетевых и сбытовых компаний о производственной и инвестиционной программе на среднесрочный период;
- информации от крупных потребителей о планируемых проектах развитии производства и дополнительном потреблении электрической мощности и энергии.
Среднесрочный прогноз ежегодно утверждается Минэнерго России.
Целями ежегодной разработки краткосрочного прогноза функционирования электроэнергетики на предстоящий год являются:
- подготовка с учетом предложений хозяйствующих субъектов электроэнергетики предложений для Федеральной службы по тарифам по сводному прогнозному балансу производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации для использования при годовом тарифно-балансовом регулировании;
- подготовка необходимой информационной базы для расчета Министерством энергетики Российской Федерации топливных балансов на предстоящий год с ежеквартальной детализацией.
Краткосрочный прогноз разрабатывается на основании:
- среднесрочного прогноза развития электроэнергетики;
- информации от сбытовых компаний о прогнозируемом электропотреблении в регионе на предстоящий год;
- предложений от генерирующих компаний по загрузке и величине потерь на собственные нужды электростанций на предстоящий год;
- прогнозной информации от ОАО «ФСК ЕЭС» о потерях в сетях на предстоящий год
- информации о прогнозируемом экспорте-импорте электроэнергии (мощности) на предстоящий год;
- информации от ОАО «Газпром» и топливных компаний о возможностях поставки топлива для обеспечения потребностей объектов электроэнергетики на предстоящий год.
Краткосрочный прогноз на предстоящий год утверждается Минэнерго России.
Энерго-топливный баланс на предстоящий осенне-зимний период (далее - Энерготопливный баланс) - документ, ежегодно разрабатываемый Минэнерго России с целью своевременного заключения энергетическими компаниями договоров на поставку топлива и формирования в достаточных объемах запасов топлива для надежного прохождения ими электрических и тепловых нагрузок осенне-зимнего периода.
Энерготопливный баланс разрабатывается (корректируется) на основании:
- краткосрочного прогноза функционирования электроэнергетики на предстоящий год;
- расчетов генерирующих компаний по величине потребности в различных видах топлива;
- оперативной отчетности генерирующих компаний по величине поставок и запасов различных видов топлива.
Прогнозный топливный баланс организаций электроэнергетики на предстоящий осеннее-зимний период (ОЗП) с квартальной детализацией как итоговый документ разработки Энерготопливного баланса утверждается Минэнерго России.
Информационно-аналитический доклад о функционировании и развитии электроэнергетики Российской Федерации в отчетном году (Информационно-аналитический доклад) - ежегодно разрабатывается Министерством энергетики Российской Федерации на основании отчетной информации за прошедший год с целью принятия государственными органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и хозяйствующими субъектами электроэнергетики решений в области производственно-технической, ценовой, инвестиционной и топливной политики.
Система государственного прогнозирования в электроэнергетике и прогнозирования развития всей экономики представлена на рис. 5.7.1.
Рис. 5.7.1. Система государственного прогнозирования электроэнергетики и прогнозирования социально-экономического развития страны
Неотъемлемая часть системы прогнозирования и проектирования развития электроэнергетики — комплекс специальных исследовательских и проектных работ, наиболее важные из которых названы в табл. 5.7.1.
Бóльшая часть исследовательских работ необходима (с разной степенью детализации) для всех трех этапов прогнозной и проектной деятельности. К ним относятся исследования по прогнозированию потребности в электроэнергии и централизованном тепле страны и регионов в увязке с прогнозами развития экономики, обоснованием вариантов размещения энергоемких производств, экспорта и импорта электроэнергии, формированием национальных и региональных прогнозных топливно-энергетических балансов и прогнозированием цен на основные виды топлива для электростанций. Особо отметим работы по прогнозированию технических, экономических и экологических показателей новых технологий производства и передачи электроэнергии, создающих основу для экономической оценки и отбора инвестиционных решений.
Таблица 5.7.1.
Основные обеспечивающие и дополнительные работы по развитию электроэнергетики
Результаты работ по перспективам развития электроэнергетики имеют неодинаковый статус для разных участников рынка. Для государственных органов и контролируемых государством энергетических компаний они обязательны к выполнению — в той части и мере, которые зависят от действий этих организаций. В отличие от этого, для частных компаний и инвесторов результаты прогнозных работ являются не более чем информационным материалом, способным уменьшить риски их инвестиционных решений, но отнюдь не обязательным к выполнению. Более того, эти участники рынка будут разрабатывать или заказывать собственные (обычно конфиденциальные) прогнозы развития своих компаний, электроэнергетики в районах их деятельности или страны в целом и учитывать их данные в своей деятельности. Такое многообразие представлений о будущем электроэнергетики способствует усилению конкуренции и может повысить эффективность развития отрасли.
5.7.2. Системное проектирование электроэнергетики
Реализация государственной системы прогнозирования в электроэнергетике невозможна без параллельного выполнения работ из состава государственной системы разработки перспективных программ и схем развития электроэнергетики (комплекса прогнозных работ по системному проектированию) к которому относятся:
- Программа развития атомной энергетики на 10-15 лет (ФЦП
«Развитие атомного энергопромышленного комплекса России
на период 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.); - Схема развития ОЭС и ЕЭС России;
- Схема использования гидроэнергетических ресурсов на 15-20 лет;
- Сводная отраслевая инвестиционная программа на 5 лет;
- Схема развития ЕНЭС России;
- Программа развития электроэнергетики субъекта РФ на 5 лет;
- Схема развития региональных распределительных сетей
(по субъектам федерации); - Кадастры площадок для размещения электростанций и сетевых объектов.
Информационный обмен между данными специализированными типами работ обеспечивает согласование экономической оптимизации развития отрасли в увязке с техническими решениями по развитию систем энергоснабжения. Однако заказчиками схем выступают уже не органы государственного управления, а инфраструктурные организации электроэнергетики: ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО ЕЭС» – по «Схеме развития ЕЭС и ОЭС»; ОАО «ФСК ЕЭС» – по «Схеме развития ЕНЭС»; ОАО «Холдинг МРСК» – по схемам развития региональных распределительных сетей. Результаты выполнения схем используются для подготовки технических решений по развитию энергообъектов при формировании инвестиционных программ хозяйствующих субъектов с детальным учетом условий функционирования энергообъектов различного типа в составе энергетических систем и их объединений. При разработке указанных «Схем» важнейшее значение приобретает организация взаимодействия хозяйствующих субъектов с региональными органами власти. Только такое взаимодействие может обеспечить подготовку наиболее достоверной информации о составе потребителей электроэнергии и общих потребностях в электрической и тепловой энергии в регионах на перспективу.
Программа развития атомной энергетики на 10-15 лет
Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России», (далее - Программа развития атомной энергетики) представляет собой долгосрочный индикативный план развития и размещения объектов производственной структуры атомной электроэнергетики (АЭС, АТЭЦ, АСТ).
Программа развития атомной энергетики разрабатывается Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом») 1 раз в 5 лет с возможностью корректировки в течение пятилетнего периода с участием ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», РАО «Энергетические системы Востока», ЗАО «АПБЭ». Программа развития атомной энергетики согласовывается Министерством энергетики России и утверждается Правительством Российской Федерации.
Программа развития атомной энергетики разрабатывается на основании Энергетической стратегии России Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики;
Основные цели разработки Программы развития атомной энергетики заключаются в следующем:
- разработка рекомендаций по объемам ввода и территориальному размещению АЭС, АТЭЦ, АСТ, включая достройку энергоблоков высокой степени готовности;
- разработка рекомендаций по продлению сроков эксплуатации или вывода из работы действующих энергоблоков атомных электростанций;
- разработка рекомендаций по развитию и реконструкции производственных мощностей организаций ядерного топливного цикла;
- разработка рекомендаций по развитию мощностей по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами на атомных электростанциях и подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков атомных электростанций;
- разработка предложений по переходу к инновационным технологиям развития атомной энергетики;
- разработка рекомендаций по организации взаимодействия с федеральными органами власти и администрациями субъектов РФ по закреплению площадок размещения АЭС, АТЭЦ, АСТ;
- разработка предложений по структуре источников финансирования развития атомной электроэнергетики, согласованных с прогнозом ценовой и тарифной политики на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, рекомендаций по объемам и направлениям государственной бюджетной поддержки развития отрасли.
Программа развития атомной энергетики (после утверждения Правительством Российской Федерации) является обязательным документом для государственных компаний атомной отрасли при формировании инвестиционных программ, для инфраструктурных (сетевых организаций) в уставных капиталах которых участвует государство в части включения в состав их инвестиционных программ электросетевых объектов предусмотренных для выдачи мощности АЭС и АТЭЦ, а также для администрации субъекта РФ в части оказания содействия в ее реализации и выделения площадок.
Схема развития ОЭС и ЕЭС России на 15-летний период (далее - Схема развития) представляет собой сбалансированный план развития генерирующих мощностей и электросетевых объектов напряжения 220 кВ и выше на 15-летний период, разработанный в разрезе ОЭС в целях обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения потребителей.
Схема развития выполняется 1 раз в 3 года и при необходимости проводится ее корректировка. Выполнение Схемы развития скоординировано с выполнением Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. Данная Схема разрабатывается ОАО «ФСК ЕЭС», как второй этап Генеральной схемы, с участием ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «СО ЕЭС»,
ЗАО «АПБЭ» и утверждается Минэнерго России.
Схема развития разрабатывается на основании материалов работ государственной системы прогнозирования (Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, Программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации) и информации сетевых и инфраструктурных компаний.
При формировании Схемы развития учитываются: существующие и планируемые к строительству, генерирующие объекты, установленная мощность которых составляет 25 МВт и более; существующие и планируемые к строительству линии электропередачи и подстанции, проектный номинальных класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше, а также линии электропередачи 110 кВ и выше, обеспечивающие выдачу мощности существующих и панируемых к строительству электрических станций, установленная мощность которых превышает 25 МВт; сводные данные программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации по развитию электрической сети напряжением ниже 220 кВ.
Схема развития включает в себя:
- анализ отчетных режимов работы энергетических систем;
- анализ состояния действующих энергетических мощностей и возможностей обеспечения спроса на электроэнергию в регионах на базе контрактов на поставку электрической энергии и мощности;
- формирование балансов электрической энергии и мощности по энергосистемам и ОЭС с учетом демонтажа устаревшего оборудования и перспективного импорта/экспорта мощности;
- определение требований к пропускной способности межсистемных связей;
- прогноз режимов работы ЕЭС и ОЭС России;
- анализ достаточности предложенной структуры генерирующих мощностей для обеспечения перспективных режимов работы ЕЭС и ОЭС России и при необходимости корректировка структуры;
- предложения по развитию электрических сетей напряжением 220 кВ и выше (с выделением межсистемных, системообразующих и межгосударственные линии электропередачи), а также электрических сетей напряжением 110 кВ и выше, предназначенные для выдачи мощности новых электростанций, рекомендуемых Генеральной схемой;
- проведение электрических расчетов характерных установившихся режимов работы электрической сети для проверки работоспособности выбранной схемы сети;
- перспективную топологию магистральных сетей (развитие ЕЭС России, межрегиональные и межсистемные связи, магистральные сети изолированных энергосистем);
- разработку рекомендаций по снижению потерь в электрических сетях и сокращения расхода электроэнергии на собственные нужды;
- разработку рекомендаций по вводам компенсирующих устройств по условиям поддержания необходимых уровней напряжения в электрической сети;
- оценку потребности в инвестициях и источниках их финансирования;
- механизмы реализации Схемы развития.
Схема развития является обязательным документом для долгосрочного планирования ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», других государственных компаний транспортной инфраструктуры, а также энергетических компаний с государственным контролем (ОАО «РусГидро», РАО «Энергетические системы Востока»), рекомендательным документом – для частных инвесторов электроэнергетики.
Схема использования гидроэнергетических ресурсов на 15-20 лет (далее - Схема использования гидроресурсов) представляет собой долгосрочный индикативный план развития и размещения объектов производственной структуры гидроэнергетики.
Схема использования гидроресурсов разрабатывается ОАО «РусГидро» 1 раз в 5 лет с возможностью корректировки в течение пятилетнего периода с участием ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ЗАО «АПБЭ», РАО «Энергетические системы Востока». Схема использования гидроресурсов согласовывается Министерством энергетики России и утверждается Правительством Российской Федерации.
Схема использования гидроресурсов разрабатывается на основании Энергетической стратегии России и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.
Основные цели разработки Схемы использования гидроресурсов сосотят в следующим:
- разработка рекомендаций по объемам ввода и территориальному размещению ГЭС и ГАЭС;
- разработка рекомендаций по техническому перевооружению и реконструкции действующих гидроэлектростанций;
- разработка рекомендаций по организации взаимодействия с федеральными органами власти и администрациями субъектов РФ по закреплению площадок размещения ГЭС и ГАЭС;
- разработка предложений по структуре источников финансирования развития гидроэнергетики, согласованных с прогнозом ценовой и тарифной политики на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, рекомендаций по объемам и направлениям государственной бюджетной поддержки развития отрасли.
Схема использования гидроресурсов (после утверждения Правительством Российской Федерации) является обязательным документом для ОАО «РусГидро» при формировании инвестиционных программ; для инфраструктурных (сетевых организаций) в уставных капиталах которых участвует государство, для целей включения в состав их инвестиционных программ электроэнергетических объектов предусмотренных для выдачи мощности ГЭС и ГАЭС, а также для администрации субъекта РФ в части оказания содействия в ее реализации и выделения площадок.
Для частных инвесторов электроэнергетики Схема использования гидроресурсов является рекомендательным документом.
Сводная отраслевая инвестиционная программа на 5 лет объединяет данные и информацию по планируемым к строительству (модернизации и реконструкции) в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах электрическим станциям, установленная мощность которых составляет 25 МВт и выше, линиям электропередачи и подстанциям, проектный номинальный класс напряжения которых равен или превышает 220 кВ и выше, а также линиям электропередачи и подстанциям, проектный номинальный класс напряжения которых равен или превышает 110 кВ, обеспечивающим выдачу мощности электрических станций, установленная мощность которых превышает 25 МВт.
Сводная отраслевая инвестиционная программа формируется Министерством энергетики Российской Федерации на основании предложений сетевых и генерирующих компаний после утверждения Схемы развития. Сводная отраслевая инвестиционная программа разрабатывается на 5 летний период и подлежит ежегодной корректировке.
Сводная отраслевая инвестиционная программа разрабатывается на основании Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, Схемы развития ОЭС и ЕЭС России, инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Сводная отраслевая инвестиционная программа содержит следующие данные:
- сроки ввода объектов в эксплуатацию;
- основные технические параметры объектов;
- размер бюджетных ассигнований, предусмотренных для осуществления бюджетных инвестиций (при их наличии);
- указание на механизм отбора инвестора для генерирующих мощностей (конкурентный отбор мощности, конкурс инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва, инициатива инвестора);
- размер капитальных вложений, структура финансирования и механизмы привлечения финансирования для инвестиционных проектов субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство.
Сводная отраслевая инвестиционная программа является информационным документом для субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии и иных заинтересованных лиц, а так же основным механизмом мониторинга реализации перспективных планов развития электроэнергетики.
Схема развития ЕНЭС России на 7-летний период (далее - Схема развития ЕНЭС) уточняет развитие электросетевых объектов напряжением 220 кВ и выше на 10-летний период по итогам проведения КОМ (конкурентного отбора мощности), и разрабатывается в разрезе ОЭС. Схема развития ЕНЭС выполняется ежегодно после проведения КОМ. В случае если КОМ не проводится, допускается в данный год не выполнять Схему развития ЕНЭС.
Схема развития ЕНЭС разрабатывается ОАО «ФСК ЕЭС» с участием ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «СО ЕЭС», ЗАО «АПБЭ» и утверждается Минэнерго России.
Схема развития ЕНЭС разрабатывается на основании: Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, Схемы развития ОЭС и ЕЭС России на 15-летний период и Программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Кроме этого используется информация энергетических компаний по динамике генерирующих мощностей, распределительных сетевых компаний (ОАО «Холдинг МРСК») в части потребности в сооружении центров питания для привязки распределительной сети, а также информации о планируемых инвестиционных проектах и прогнозе потребления электроэнергии и мощности крупных потребителей.
Схема развития ЕНЭС включает в себя:
- анализ отчетных режимов работы энергетических систем;
- анализ возможности действующих электрических сетей ЕНЭС обеспечить спрос на электроэнергию в регионах на базе контрактов на поставку электрической энергии и мощности;
- определение требований к пропускной способности межсистемных связей;
- прогноз режимов работы ЕНЭС России;
- предложения по развитию электрических сетей напряжением 220 кВ и выше (с выделением межсистемных, системообразующих и межгосударственные линии электропередачи, а также электрических сетей для выдачи мощности новых электростанций);
- проведение электрических расчетов характерных установившихся режимов работы электрической сети для проверки работоспособности выбранной схемы сети;
- перспективную топологию магистральных сетей (развитие ЕНЭС России, межрегиональные и межсистемные связи, магистральные сети изолированных энергосистем);
- разработку рекомендаций по снижению потерь в электрических сетях ЕНЭС и сокращения расхода электроэнергии на собственные нужды;
- разработку рекомендаций по вводам компенсирующих устройств сети ЕНЭС по условиям поддержания необходимых уровней напряжения в электрической сети;
- оценку потребности в инвестициях и источниках их финансирования.
Схема развития ЕНЭС является обязательным документом для долгосрочного планирования ОАО «ФСК ЕЭС» и рекомендательным документом для частных инвесторов электроэнергетики.
Программа развития электроэнергетики субъекта РФ на 5 лет разрабатывается в случае необходимости уточнения Генеральной схемы по отдельным субъектам РФ. Она содержат стратегические приоритеты и направления развития электроэнергетики на территории субъекта РФ.
Инициатором разработки Программ развития электроэнергетики субъекта РФ выступают Администрации субъектов Российской Федерации. Программа развития электроэнергетики субъекта РФ разрабатывается специализированными проектными организациями с участием инфраструктурных организаций, субъектов электроэнергетики и крупных потребителей на территориях и утверждаются Минэнерго России по согласованию с Минрегионразвития России и Администрациями субъекта РФ.
Программа развития электроэнергетики субъекта РФ содержит:
- анализ существующего состояния электроэнергетики на территории субъекта РФ;
- прогноз потребности в электрической энергии и мощности на территории субъекта РФ;
- предложения по вводам на электростанциях;
- балансы электрической энергии и мощности территориальной энергосистемы;
- прогноз спроса на топливо со стороны предприятий электроэнергетики;
- прогноз развития сетевой инфраструктуры;
- перечень наиболее крупных инвестиционных проектов.
Программа развития электроэнергетики субъекта РФ является обязательным документом для субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, для целей включения в состав их инвестиционных программ энергетических объектов предусмотренных программой, а также для администрации субъекта РФ в части оказания содействия в ее реализации.
Для частных инвесторов электроэнергетики данный документ является рекомендательным документом.
Схема развития региональных распределительных сетей на 10-летний период (далее - Схема распределительных сетей) представляет собой сбалансированный план развития электросетевых объектов РСК напряжения
110 кВ и выше на 10-летний период, состоит из отдельных Схем развития региональных распределительных сетей в разрезе субъектов РФ (РСК) и разрабатывается в целях обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения потребителей.
Схема распределительных сетей разрабатывается ОАО «Холдинг МРСК», выполняется 1 раз в 3 года и при необходимости проводится ее корректировка. В отдельных случаях допускается не одновременное выполнение Схемы распределительных сетей по РСК.
Схема распределительных сетей разрабатывается на основании Схемы развития ОЭС и ЕЭС России, Программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, широкого круга информации от субъектов электроэнергетики.
Схема развития включает в себя:
- анализ отчетных режимов работы распределительных сетей;
- анализ возможностей обеспечения спроса на электроэнергию в регионах на базе контрактов на поставку электрической энергии и мощности в части распределительного электросетевого комплекса;
- определение требований к сооружению центров питания для привязки распределительной сети
- предложения по развитию распределительного электросетевого комплекса напряжением 110 кВ и в отдельных случаях ВЛ и ПС 220 кВ и выше сооружаемых по согласованию с ОАО «ФСК ЕЭС»
- предложения по развитию электрических сетей напряжением 110 кВ и выше, предназначенные для выдачи мощности новых электростанций, рекомендуемых Схемой развития;
- проведение электрических расчетов характерных установившихся режимов работы электрической сети для проверки работоспособности выбранной схемы сети;
- перспективную топологию распределительных сетей;
- разработку рекомендаций по снижению потерь в распределительных сетях и сокращения расхода электроэнергии на собственные нужды;
- разработку рекомендаций по вводам компенсирующих устройств по условиям поддержания необходимых уровней напряжения в электрической сети;
- оценку потребности в инвестициях и источниках их финансирования.
Схема распределительных сетей является обязательным документом для долгосрочного планирования ОАО «Холдинг МРСК» и для ОАО «ФСК ЕЭС» в части создания центров питания сети 110 кВ.
Описанная выше система организации прогнозных и проектных работ перспективного характера в электроэнергетике в полной мере учитывает сложившуюся за последние несколько лет в России практику организации выполнения прогнозно-проектных работ, роли и функции участников этого процесса. Вместе с тем, для ее полного запуска предстоит еще большая работа, связанная с разработкой процедур подготовки и согласования стандартизованных технических заданий на выполнение отдельных видов прогнозных работ в соответствии с их целевым назначением, а также с подготовкой и утверждением регламентов и процедур взаимодействия участников при проведении регулярных прогнозных и проектных работ.
5.6. Регулирование рынков топлива< Предыдущая | Следующая >5.8. Рекомендуемая литература к главе 5 |
---|